Впрочем, вполне окончательным не был и этот текст.
Когда через неделю он был прислан австрийской делегации перед подписанием еще раз, в нем оказался целый ряд стилистических изменений, к статье 36-й добавлен ее последний раздел; Ллойд Джордж, бар. Макино и Венизелос выпали из списка уполномоченных сторон, появились впервые имена уполномоченных Италии, — кроме депутата Креспи, который
один фигурировал в предыдущем тексте, — появились имена уполномо
ченных британских доминионов и Индии, а, что особенно любопытно,—
выпали из списка участников договораБоливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Геджас, Гондурас, Либерия, Перу, Уругвай и Эквадор.
ДОГОВОР И АВСТРИЙСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ.
6-го сентября пленум Австрийского национального Собрания обсудил вопрос о подписании Сен-Жерменского договора и разрешил его боль
шинством 97 голосов против 23 в положительном смысле. Но при этом
он принял декларацию протеста против постановлений этого договора и в первую очередь против тех из них, которые «под предлогом защиты независимости Немецкой Австрии лишают австрийский немецкий народ его права на самоопределение, отказывают ему в осуществлении его пламен
ного желания соединиться с материнской землею Германии,—желания, составляюцего необходимость жизненную, экономическую, культурную
(intellectuelle) и политическую». В дальнейшем следовал протест против отделения от Австрии Судетской земли с 3Va миллионами немцев, Южного Тироля, значительных частей Каринтии, Штирии и Нижней Австрии.
Большинство экономических и финансовых положений мирного договора Австрийское Национальное Собрание считает невыполнимым и опасается,
что «наш народ попросту окажется не в состоянии вынести их». Но выбора у него нет: он и страна нуждаются в мире, а, кроме мира, в снабжении
съестными припасами, углем и сырьем и в восстановлении своего кредита и своей валюты. «Национальное Собрание, — говорится в заключительных строках декларации,—должно, к сожалению, учитывать это принуждение, хотя оно и рассматривает Сен-Жерменский мир, как несправедливый с национальной точки зрения, пагубный политически и невыполнимый в экономическом отношении...»
ПОДПИСАНИЕ И РАТИ ФИКАЦИЯ ДОГОВОРА.
Подписание договора состоялось в Сен-Жерменском дворце 10 сентября в 11 часов утра,—-в том же зале, где три с лишним месяца тому назад австрийцам была вручена первая часть мирных условий. Со стороны союз
ников и теперь, как тогда, присутствовали лишь уполномоченные, с австрийской стороны — канцлер Реннер, чиновник мин. ин. дел Эйхгоф,
консул Майхаузер и представители прессы. Клемансо открыл заседание следующей, более чем короткой, речью: «Заседание открыто. Переговоры, целью которых было установить соглашение между союзными и объединив
шимися державами и Австрией по поводу заключения мира, — закончены.
Я подписал документ, удостоверяющий, что подлежащий подписанию текст соответствует тому, который был передан австрийской делегации. От имени союзных и объединившихся держав приглашаю канцлера Реннера соблаговолить подписать договор». Австрийский уполномоченный молча под