чился состав конгресса и какие национальности так или иначе были представлены на нем: финляндцы, поляки, эстонцы, литовцы, украинцы, грузины, киргизы, чеготалы, черкесы, дагестанцы и бухарцы, ирландцы, егип
тяне, тунисцы, каталонцы и баски. Напротив, ни жители Шлезвига или Эльзас-Лотарингии, ни познанцы, ни чехи и словаки, ни югославы, ни армяне или сирийцы своих представителей на конгресс не прислали.
Конгресс выработал резолюцию, которая также являлась своего рода декларацией прав национальностей и которая распадалась на четыре
части: 1) о правах индивидуумов, 2) о правах национальностей, 3) об автономии и 4) о дополнительных правах национальностей.
В первой части мы читаем: «Никто не может ни подвергаться беспокойству за свое происхождение, язык или свою религию, ни испытывать по этому поводу нетерпимого, нелюбезного или неуважительного обращения. Всякий человек, где бы он ни находился, имеет право на гражданское ра
венство, на свободу совести и вероисповедания и на свободное пользование языками». Это должно относиться одинаково и к европейским, и к восточ
ным народам. Согласно второй части декларации, «национальности, независимо от того, основаны ли они на общности происхождения, языка, традиции или покоятся на добровольном объединении различных этниче
ских групп, имеют право на свободное самоопределение. Они составляют юридические лица международно-правового порядка. Законным основа
нием существования государств должен быть суверенитет, выраженный в свободной воле населения. Не будет ни аннексий, ни передачи территорий, противных интересам и желанию населения. Не будет более принудитель
ной эмиграции. Ни завоевание, ни кровь, пролитая ради оккупации, ни предшествующее владение..., ни интервенция, ни мирное проникновение,
ни естественные границы, ни стратегические нужды не создают прав на население или на его территорию. Для признания прав национальностей будет установлена процедура, преследующая цель установления их между
народного статута при посредстве Международной Третейской Палаты в Гааге (или всякого иного международного установления, которое было бы создано: Конгресс, Международный Парламент, Постоянный Международ
ный Согласительный Совет)». Что касается автономии, то «внутри государств, национальные группы, занимающие национальную территорию, имеют право на ту же автономию, что и сами индивидуумы. В районах со смешан
ным населением, представляющих большие различия характера и нравов, будет установлен режим личного статута, дополненный подобающими коллективными национальными установлениями, в особенности обеспе
чивающими этим населениям школы с их языком и церкви согласно с их религиозными традициями». В качестве своих дополнительных прав, нацио
нальности должны получить в первую очередь: право общения со своими соседями, право сообщений по железным дорогам и сухопутным путям,
свободный доступ к морю, свободу распространения в колониях (эмиграция, поселение и торговля). Реки, пересекающие территорию нескольких на
циональностей, подчиняются международным сервитутам, обеспечивающим пользование их водами за всеми прибрежными жителями и не допускающим отказа в доступе гидравлических сил или в ирригации».
Создавшаяся в начале войны пацифистская международная «П о- стоянная Организация в пользу Прочного Мира», в качестве второго пункта своей программы-минимум, выставила следующее требование: «Государства должны гарантировать национальностям, нахо
дящимся на их территориях, гражданское равенство, религиозную свободу и свободное пользование своим языком». В выпущенных Организацией в 1916/17 г.г. трех объемистых томах «Собрания докладов по различным