Сен-Жерменский мир.

I.
К ИСТОРИИ ДОГОВОРА.
Сен-Жерменский мир впервые закрепил в широком международном: масштабе распад «лоскутной» Австрийской империи. Однако фактически: распад этот начался и завершился значительно раньше, — еще в последние месяцы войны.
Пока раздавался гром германо-австрийских побед, многочисленныенациональности, составлявшие это государство, одна за другой спешили заявить o своей преданности «общему делу» и о своей верности империи. По
ляки, во главе с Пилсудским, рвались в бой против ненавистной им царской. России, среди югославов была весьма популярна война с Италией. Но гром:
этот постепенно затих, начал сказываться голод, армия стала разлагаться,, вмешательство Америки в войну отняло последние шансы на благополуч
ный исход войны. Тогда начали сказываться стародавние сепаратистскиетенденции народов Австро-Венгрии, а умелая игра Антанты на националь
ных чувствах малых народностей и лозунг их «самоопределения», выдви
нутый русской революцией и умело подхваченный за Атлантическим океаном,— все это еще более окрылило пестрое население двуединой мо
нархии самыми радужными надеждами на «национальное освобождение» и государртвенную самостоятельность. С этих пор положение вещей в стране начало резко меняться. На историческом заседании рейхсрата 30 мая 1917 г.
чехи, поляки и югославы дружно потребовали для себя политической независимости «в рамках свободной Австрийской конфедерации». К моменту перемирия все эти нации уже вполне самоопределились и обо всякой Австрийской конфедерации совершенно забыли думать.
Австрийские немцы, с своей стороны, почувствовали к началу 1918г.,.. что дело распада двуединой монархии заходит все дальше и дальше и что надо срочно принимать меры к сохранению ее немецкого националь
ного центра. Поэтому 22 января их парламентские депутаты образовали «Союз немецких национальных партий в Австрийской палате депутатов»,
во главе с Вальднером. 10-го октября к Союзу примкнули все немецкие фракции палаты до социал-демократов включительно. Цель этого расширенного объединения была та же: отстаивать национальные немецкие ин
тересы в случае превращения Австро-Венгрии в союз государств и не допускать включения немецких земель в состав чужих национальных гссу
царств. 21-го октября из немецких депутатов в рейхсрате образовалось Не
мецкое Национальное Собрание, во главе с социал-демократом Зейцем... Это собрание выделило из своей среды Исполнительный Комитет, который. 29 го октября принял название Государственного Совета. Одновременно, были созданы особые секретариаты по всем отраслям государственногоуправления, составившие министерство Немецкой Австрии. 27-го октября собрание представителей Народного Совета в Богемии, в количестве 200 че~