слушивать в подкомиссиях, комиссиях и пленарных собраниях разного рода рефераты. Начали при этом с территориальных вопросов, особо выделив в них общеполитическую, географическую и стратегическую стороны. Позже в таком же порядке были разработаны вопросы о защите националь
ных меньшинств (при близком участии проф. Лауна), о плебисците, о Лиге Наций (Ламмаш) и другие. Но рефераты рефератами, а дни проходили,
в Австрии с нетерпением ждали известий о переговорах, союзники же хранили упорное молчание и никаких действительных переговоров не начинали. Наконец, 24 мая канцлер Реннер счел нужным попросить союз
ническую конференцию поторопиться с этими переговорами, указав ей не только на беспокойство австрийского народа, но и на непосильные для .Австрии «издержки, причиняемые продолжительным пребыванием за гра
ницей большого числа ее чиновников». В ответ на эту просьбу председатель
мирной конференции Клемансо известил австрийскую делегацию о том, что большая часть союзнического проекта мирного договора будет пере
дана ей 30 мая и что отдельно и позже ей будут сообщены части и отделы, касающиеся контингента будущих военных сил Австрии, репараций и дол
гов. Через несколько дней союзники, однако, известили австрийскую .делегацию об отсрочке вручения ей мирных условий еще на два дня, а од
новременно заявили о том, что они «решили признать новую республику под названием Австрийской Республик и» (а не «Немецкой Австрии» — нота от 29 мая). Сущность дела здесь была, разумеется, не в простом переименовании. С названием «Немецкой Австрии» связывалось представление о совершенно новом государ
стве, возникшем на развалинах двуединой монархии в том же порядке, что и новые Венгрия и Чехословакия, и Польша, и Югославия. В качестве
нового государства, «Немецкая Австрия» хотела нести тяжесть прежних обязательств Австро-Венгрии лишь вместе со всеми другими правопреемниками этой последней и на общих с ними основаниях. Напротив, союз
никам понадобилось сделать из Австрии главную и даже единственную ответчицу за рухнувшую империю, а это оказалось бы невозможным при признании ее в качестве нового государства.
Можно было ожидать, что по этому пункту между сторонами возгорится жаркий словесный бой и что австрийская делегация сделает все, чтобы отстоять самую важную из всех своих позиций. Но этого не случилось. Канцлер Реннер ограничился лишь тем, что посвятил вопросу о юри
дической природе Австрийского государства главную часть единственной своей речи перед союзниками (2-го июня), да тем еще, что в течение всех дальнейших мирных переговоров упорно называл его Немецкой Австрией и писал конференции на прежних своих бланках. Лишь зна
чительно позже, нотой от 18 июля, австрийская делегация предложила союзникам создать специальную комиссию по политической, экономической и финансовой ликвидации Австро-Венгрии, которая заседала бы попере
менно в Вене и Праге и положение о которой было бы включено в мирный договор. Прототипом для этой комиссии должна была послужить та Gesand
len Konferenz, которая создалась сама собой в Вене в первые ноябрьские дни и при помощи которой различные обособившиеся нации распавшейся монархии первоначально регулировали свои взаимные отношения.
Это предложение было оставлено союзниками без ответа. Вместе с тем они как будто и не настаивали. В течение всех переговоров они ни разу не обратились к австрийцам, как к представителям «Австрийской Республики» (если не считать речи Клемансо 2-го июня), попрежнему ад
ресуясь к ней, как к «австрийской делегации». В тексте статей самого Сен- Жерменского договора также напрасно было бы искать названия «Австрий