(Окончание) ДОМА еще не было никого, кроме отца. Отец
слез с печки, выбрался во двор и грелся на солнышке. Митька пристал было к нему:
— Тятя, скажи что-нибудь Ты же большой. Как мне теперь? Если бы я большой был, я бы все знал.
Но отец ничего ему не мог посоветовать.
— Погоди, сынок, надо обдумать. Так нельзя. Знаешь? Поспешишь — курей насмешишь.
— Да, погоди, погоди! Сколько уж я годил.
— Ну, что же теперь сделаешь? Кабы мы сами хозяева были, а то, видишь, какой я хозяин? Ведь нас шесть человек. Куда мы без него, без деда? На одну пенсию разве мы проживем?
Вернулась из поселка мать, пришла бабушка. С улицы прибежали двое Митькиных братишек и сестренка. Они стали просить, чтобы собирали ужинать. Но деда все еще не было, а без него никогда не ужинали. Уж пригнали коров и стало смеркаться, тогда только он пришел. Сестренка выбежала к нему навстречу.
— Дедушка, что ты долго так? Мы есть хотим. Ждали, ждали тебя.
Он отодвинул ее рукой с дороги и молчком прошел в избу. Митька, немного погодя, зашел туда — он сидит без штанов, с опущенной головой. Посидел так, поднял голову, увидал Митьку.
— Ну, чего надо? Марш на улицу!
— Бабушка сказала — сейчас ужинать. — Ужинать...
Надел поскорее штаны и сам вышел во двор. Постоял там немного, вернулся в избу. Присел на лавку, чуть посидел, встал, начал ходить из угла в угол. Потом опять вышел и опять вернулся. Митька смотрел на него и думал: „Что это он, как сбесился“. Сели ужинать, он ничего не ест.
— Ой, что это ты? — удивилась бабушка.— Сроду так ел хорошо, а теперь не хочешь.
Не знаю. Живот чтой-то заболел. — Вредного, наверно, чего съел. — Должно быть, что так.
Сразу после ужина он велел стлать постель и лег спать. Из-за него и другим пришлось улечься рано.
Митька с обоими братишками спал в передней избе. В этот вечер он долго не мог заснуть. Сперва потому, что не время было, а потом раз
думался про деда: что бы такое сделать, чтобы он согласился? Но как он ни ломал голову, придумать ему ничего не удалось.
Дед тоже не спал. Все время слышно было, как он ворочается, сопит, тяжело вздыхает. Кро
вать под ним скрипела и, должно быть, бабушке тоже мешала спать. Она раза три спрашивала:
— Что, болит? Порет? Надо бы к Ивановне сходить, она бы враз сняла.
Ночью Митька проснулся — они шепчутся. Дед наверно рассказывал что-нибудь страшное, потому что бабушка охала:
— Осподи сусе христе, страсти то какие! Осподи сусе христе.
Уж сквозь сон Митька слышал, как дед сказал:
— Пойду еще к батюшке завтра, что он скажет?
— Сходи, сходи. У меня там двенадцать яиц есть. Возьми их и ступай.
Утром он с узелком отправился к попу. Вернулся оттуда хмурый. Митька в щелочку из задней избы слышал, как бабушка его спросила:
— Ну что, как?
— Как? Питимью наложил. Сорок поклонов утром и вечером. Да пост: кроме хлеба с водой— ничего. Да через день на озеро ходить. Пока не перестанет являться нечисть, до тех пор не сни
мет. Хотел молебен служить, да я пока отказался- Где я ему денег возьму?
Митька побежал к Сереге.
— С нашим дедом случилось что-то. Сам не свой ходит. Поп велел ему по сорок поклонов делать, поститься да на озеро зачем-то через день ходить.
— Правда? — Ей-богу!
— Брось ты божиться. Лучше скажи: с места не сойти. А то — ей-богу. А когда он теперь на озеро пойдет?
— Я не знаю. Завтра наверно. Вчера, ведь, он ходил. Давай поглядим, что он там будет делать?
— Нет, не надо Он наверно молиться будет, а мы смотреть будем.
— А пионерам нельзя разве?
— Ну да, нельзя. Зачем смотреть на всякие глупости?
Два дня дед ел хлеб с водой. Вечером и утром он подолгу молился и клал по сорок покло
нов. А ночью Митька слышал, что он ворочается, кряхтит и вздыхает.
Во вторник к вечеру он оделся, как в церковь,
и отправился на озеро. Митька во дворе тесал

Рассказ А. ЗАМЧАЛОВА
Рисунки Д. ШМАРИНОВА

ЧУДЕСНОЕ

ЯВЛЕНИЕ