У нас в деревне Гридино организовался колхоз. Коллективизировалась только часть деревни. Понабрались туда самогонщики, взяточники, пьяницы. Председателем колхоза выбрали сына трактирщика— тоже пьяницу.

Одним словом — чуждый элемент.

Пойдут эти колхозники косить траву в 4 часа, а начнут косить в 7-8 часов: у одного просидят
час, у другого час... А после косьбы выпивают. Бабы идут картошку рыть — и тоже с собой водки берут.
Учет работы совсем не велся. Председатель гово
рит: „Бумаги не было, не на чем было писать .
Чуть ли не каждый день приезжали к нам фабкомовцы из Шувойской фаб
рики. Собирали собранья и говорили, чтоб все гридинские крестьяне вступали в колхоз. Но наши мужики видели, как работают кол
хозники, и не хотели итти в колхоз. Тогда председатель фабкома говорил:
— Все должны вступать в колхоз в обязательном порядке. А кто не войдет— примем меры: выключим из списков бедноты и не дадим хлеба!
Как сказал, так и сделал.
А яростней всех обрушился на крестьян Ефим Менетов, этот мужик-кощей. Страшный такой. Когда хо
Наш банковский колхоз назывался „Путь к социализму , а организовал его бывший торговец, который пролез в партию. Он раньше торговал мануфактурой.

Устав говорит, что колхоз должен быть организован на добровольных началах. А наш организатор загонял в колхоз с винтовкой.

Правление колхоза стало раскулачивать маломощных середняков, которые не вступали в кол
хоз. Вот какие беспорядки заметил я в нашем колхозе.
Ну, а теперь все по другому. Кулака-председaтеля, того самого, который преследовал бедня
ков. помогал кулакам и вместе с ними пытался развалить колхоз, раскулачили и посадили в тюрьму. И теперь колхоз у нас организовывается на добровольных началах.
В селе Никитском, Курского окр., кулаки действовали исподтишка. Деткор Грибанов так рассказывает про свой колхоз.
Сын трактирщика — тоже
пьяница.

КОЗЛЫ В ОГОРОДЕ

КОГДА в начале этого года мощная волна коллективизации прокатилась по стране, то очень многими местными работниками бы
ли допущены ошибки, перегибы. От успехов у них закружилась голова, и, вместо того, чтобы убедить крестьян в том, что они должны всту
пать в колхоз, что в колхозе им будет легче жить, что без коллективизации не будет социа
лизма, — эти горе-коллективизаторы загоняли крестьян в колхоз насильно. Очень часто во главе колхоза оказывались кулаки и так „работа
ли , что колхозы разваливались. Вот о таком случае кулацкой работы рассказывает нам деткор Пантюхин из деревни Гридино.

ТОРГОВЕЦ В „ПУТИ К СОЦИАЛИЗМУ

дит, шею вытягивает, как гусь. Его так и зовут „Тега .
Так вот он всегда кричал:
— Кто не войдет в колхоз, того мы сожмем в кулак. Земли ему дадим самой плохой, за шесть километров от дома. Ссылать будем вместе с лишенцами! Хлеба не дадим! Волей-неволей придете в колхоз!
Крестьяне слушали, понурив головы, у всех волосы становились дыбом, но в колхоз не шли.
Потом правление колхоза административным порядком закрыло часовню.
И не знаю, что было бы дальше, если бы не статья Сталина „Головокружение от успехов . После этой статьи злостные перегибщики были привлечены к ответственности, а классовые враги исключены из колхоза. Егорьевский р-н, Московская обл.
Деткор Пантюхин, дер. Гридино
О подобных же перегибах пишет нам деткор Паршин из деревни Банново, Воронежской губ.

НЕ ВЫГОРЕЛО

У нас в селе Никитинском организовался колхоз „Свой труд“. Сначала записались все кре
стьяне. Но тут стали распускать всякие слухи — говорили, колхозникам будут номера и печати ставить и будут голодом морить... А кто гово
рил — неизвестно. Но только, в результате, почти все выписались из колхоза. Осталось всего во