семь дворов. Ну, не испугались, работали как следует. Весной все сразу выехали пахать и сеять. Пахали плугами-культиваторами. Бороны у нас тоже не простые, а зигзагами. И сеяли не
горстью, как единоличники, а сеялкой. Ну уж и рожь была хороша!
Подошла страдная пора — косили рожь машиной. Откосились не позже других, а еще раньше. Рожь делили копнами, и каждый к себе возил. Работали все вместе и хлеб разделили по душам.
Крестьяне посмотрели, как мы работаем. Видят— никаких печатей не припечатывают, а хлебато у нас оказалось больше, чем у них. Напле
вали они на все кулацкие басни и осенью все присоединились к нам. Под зябь пахали уже сообща, всем селом.
Как ни старались кулаки развалить колхоз, а их дело не выгорело.
Часто наши колхозы никак не могут стать твердо на ноги. Урожаи плохие, хозяйство сла
бое. Хотели бы колхозники наладить дело, по
править хозяйство, а не знают, как. Нехватает у нас хорошего крепкого руководства.
Вот что пишет нам деткор Донцов из села Боронина, Курского округ а, о кол
хозе, которым руководил совхоз, и о колхозе, которым никто ие руководил.
А эти вредители, вместо того чтобы косить, все время пили горькую.
Мужик-кащей запугивал крестьян.
Есть у нас на Кубани хутор Веселый. В нем шесть маленьких колхозов, семей по 10 в каждом и гектаров по 150 земли.
Трудно было работать этим колхозникам. Те машины, которые у них были, использовались не
достаточно. Например, трактор может вспахать 200 250 га земли, а у них он пашет 100, потому что у них помалу земли. А сеялки, сноповязалки, молотилки еще меньше использовывались.
Правления в колхозах работали плохо. Да и немудрено. Ведь из десяти человек трудно найти хорошего организатора, да и не всякий идет. Дело доходило до того, что в некоторых колхо
зах в председатели избирались по очереди. При таком руководстве получалось не хозяйство, а бесхозяйственность.
Видят колхозники — дело не ладно. Думали-думали — в чем же корень зла? И поняли, что по
тому у них дело не ладится, что очень мелки их колхозы.
— А не объединиться ли нам? — стали поговаривать колхозники.
А сельхозартель „Вольная и товарищество „Свободный гражданин долго раздумывать не стали — взяли и объединились. На них глядя, сли
лись и остальные четыре колхоза. А в нынешнем году, к осени, эти два объединения хотят соеди
ниться в один большой колхоз, на 10 тысячах гектаров земли.
И теперь колхозники уже увидели, что, чем крупнее колхоз, тем больше сил и средств, тем легче работать и тем скорее мы придем к социализму.
„ДРУЖНО - НЕ ГРУЗНО, А ВРОЗЬ — ХОТЬ
БРОСЬ
Теперь у нас в СССР объединяются уже не только единоличники, но и целые колхозы, потому что, чем крупнее хозяйство, тем легче работать и выгоднее вести хозяйство. Живым при
мером может служить письмо деткора Костюшина из Уманского округа.
***
А вот в другом селе тоже организовался колхоз. Но там нет совхоза и колхозники не знали,
как правильно посеять, как вести хозяйство. И у них ничего не вышло. Посеянное взошло плохо, хлеба было мало. И хозяйство тоже слабое, не доходное. Работают много, а толку нет. А все это потому, что некому им объяснить, как надо коллективом обрабатывать землю и вести хозяйство.
ДВА КОЛХОЗА
Наши колхозники всегда работали на трехполке. А в совхозе, который рядом, введено восьмиполье. Когда совхоз переходил на восьмиполье, крестьяне смеялись над этим. А потом, когда уви
дели, что при восьмиполье урожай лучше, и сами перешли на восьмиполье.
Приходил в наш колхоз агроном, разъяснял, что землю надо удобрять минералами. Наши мужики как-то этому не доверяли. „Как это от известки земля будет рожать лучше! А пошли в совхоз и убедились, что от минеральных удобрений действительно урожай лучше. И сами стали применять эти удобрения.
По примеру совхоза, посеяли рожь рядовой сеялкой, — хорошая вышла рожь. Научил их совхоз делать питомники, сажать фруктовые деревья.
И все работы наши колхозники стали выполнять по указанию совхоза, и хозяйство у нас окрепло, а урожаи стали на-ять!