себя свою собственную сферу бытія. Такимъ путемъ духъ, притворивъ въ себѣ эту окружающую его природу, освоивается съ нею. Но пока она одна только составляетъ источникъ его пріобрѣтеній, цѣль его стремленій. Представляемымъ ею опасностямъ, возбуждаемымъ ею потребностямъ отвѣчаютъ также средства, какими онѣ преодолѣваются; природа опредѣляетъ пищу, образъ жизни, обычаи; она слу
житъ почвою, на которой развивается духъ, материнскимъ его лономъ, отъ котораго онъ порывается на свободу. Откуда бы ни возникло чаянье высшихъ небесныхъ силъ, онъ пріурочиваетъ ихъ къ извѣстному мѣсту, образу, бытію. Эти силы проявляются въ творческой дѣятельности природы, тамъ созерцаемъ мы ихъ, оттуда заимствуемъ ихъ имя, ихъ образъ; сами по себѣ онѣ не что иное какъ выраженіе, какъ слово для этой природы, для окружающей насъ родной среды. Это тѣ силы, на которыхъ основывается строй жизни, цивилизація; онѣ издали законы, создали государство; послѣднее, какъ и всякая особь, состоитъ подъ ихъ покровительствомъ; культъ, соединяющій вѣрующихъ въ эти силы, проникаетъ не только въ жизнь частнаго лица, но въ государственный законъ и въ соцiальный строй. Такимъ-то образомъ къ мѣстной замкнутости присоединяется еще самая тѣсная связь государства съ религіей; чѣмъ, наконецъ, и за
вершается строгое сосредоточенное объединеніе каждаго народа въ отдѣльности. Предоставленный самому себѣ, въ предѣлахъ своего родного края, благодаря присущей ему на родной почвѣ развившейся
способности, этотъ народъ выработываетъ непосредственную, ничѣмъ еще не связанную судьбу своего собственнаго, отъ природы предопредѣленнаго бытія. Изучить, усвоить, выразить эту природу, сосоставляющую его принципъ, вотъ въ чемъ заключается его исторія. Отъ такихъ начатковъ далеко еще до идеи объ единомъ обнимаю
щемъ всѣ народы человѣчествѣ, объ единомъ царствѣ, которое не отъ міра сего,—до той идеи, полнымъ выраженіемъ которой служить
явленіе Спасителя! Вотъ та цѣль, къ которой стремится развитіе древняго языческаго міра, вотъ съ какой точки зрѣнія слѣдуетъ постичь его исторію.
Древней эпохѣ надлежало преодолѣть разобщеніе народовъ, высвободиться изъ подъ мѣстныхъ, естественныхъ условій, замѣнить національное развитіе личнымъ и вмѣстѣ съ тѣмъ общечеловѣческимъ. Паденіе язычества, вотъ высшая цѣль, которую древность въ состояніи была достичь своими собственными силами.
Все безъ перерыва, съ возростающимъ напряженіемъ стремится къ этой цѣли. На Востокѣ передъ нами одинъ народъ за другимъ выступаетъ на поприще исторіи; онъ нападаетъ на своихъ сосѣдей,
побѣждаетъ ихъ, владычествуетъ нѣкоторое время, а потомъ самъ подчиняется власти новаго, болѣе сильнаго врага; наконецъ, Персы покоряютъ себѣ весь составъ исторически сложившагося Востока. Стремленіе къ болѣе и болѣе высокимъ принципамъ встрѣчается не исключительно у одного какого нибудь народа; каждый изъ нихъ прохо
дитъ предназначенное ему отъ природы поприще. Потомъ, совершивъ свой подвигъ, окруженный богатымъ достояніемъ національной культуры, искусствъ, наукъ, самопознанія, онъ подпадаетъ власти дру