ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ.

1.

От одного собрания до другого. Крестьянское

движение.

Выборы в Законодательное Собрание начались до от’езда короля. Они приостановились на несколько недель во время кризиса, а затем спокойно окончились. В каком виде представлялась тогда проблема избирателям и избираемым? И Каким образом предстояло развиваться Революции, так сказать, освобо
дившейся от величественной власти Учредительного Собрания? Рискуя замедлить изложение драматического хода событий, мы должны сперва выяснить, каково было в действительности настроение крестьянских масс, какие желания, какие жалобы высказывали земледельцы в первичных собраниях и на собраниях вы
борщиков, какой мандат дали они своим избранникам. Однако наказов не было,
на выборах 1791 года не существовало, собственно говоря, даже программ, так что мы не можем воспользоваться, как для выборов 1789 года, подлинным выражением мысли крестьянской Франции. Но земледельцы, наверно, часто обсуждали с кандидатами вопросы, касавшиеся деревенской жизни.
Многие из новых депутатов были членами революционной администрации, муниципалитетов, окружных и департаментских управлений; многие из них были в то же время юристами. Поэтому они были хорошо осведомлены о тех затруднениях, которые могли встречаться при применении революционных законов, и знали, какие пробелы и недостатки, по мнению крестьян, слишком часто мешали этим законам оказывать желательное действие. Именно по поводу отмены феодального режима, столь торжественно провозглашенной декретами от 4-го августа 1789 года и столь несовершенно осуществленной декретом от 15 марта 1790 г., в деревнях обнаруживалось сильное разочарование, и не подлежит сомнению, что этот вопрос часто обсуждался в ежедневных много
сложных беседах революционных администраторов с крестьянами, при чем новые депутаты, конечно, приняли на себя некоторые обязательства. Несомненным доказательством этого служит тот факт, что в апреле 1792 г., в тот самый
момент, когда Законодательному Собранию пришлось заняться грозным военным кризисом, оно выслушало доклад своего комитета феодальных повинностей, предложившего, в интересах крестьян, глубокие изменения в законодательстве об этом предмете.
Каким образом ставился вопрос? Я постараюсь выяснить это, пользуясь книгою г-на Даниоля, а главное, превосходным, трудом г-на Саньяка — «О гражданском законодательстве французской Революции» и на основании тщательного исследования документов, относящихся к законодательству.