потомъ Исторію сего общества до половины ХІ-го вѣка — мы должны здѣсь остановиться , ибо здѣсь измѣняется сущность событій въ Исторіи Русскаго народа. Новый порядокъ дѣлъ пред
ставится намъ. Приготовимся къ уразумѣнію его взглядомъ на минувшее , уже изложенное нами.


Не для того должны мы здѣсь остановиться , что въ грядущемъ, болѣе і 50 лѣтъ продолжавшем


ся періодѣ [(2)], увидимъ кровавые ужасы межДЪусобій; что мы должны, какъ будто приготовиться къ безстрастному созерцанію оныхъ, ибо иногда сердце наше невольно содрогнется, внимая дѣеписанію. Нѣтъ: какъ хладны останки давно истлѣв
шихъ предковъ нашихъ , такъ хладнокровенъ долженъ быть наблюдатель, ищущій въ дѣеписаніяхъ истины и внимающій гласу Исторіи. Вѣща
етъ она и мы безмолвствуемъ : только внимаемъ ея глаголы, только ищемъ истины въ повѣ


сти временъ прежнихъ, въ разсказъ о дѣлахъ лѣтъ минувшихъ [(3)]. Періодъ, который мы


[(2)] То есть, періодѣ ЦдЪловЪ, начавшемся отъ смерти Ярослава (1054 г.) и окончившемся нашествіемъ Монголовъ (1224 г.), слѣдовательно занявшемъ 170 лѣтъ. Характеръ сего періода рѣшительно измѣняется княженіемъ Андрея Боголюбскаго: отъ шого раздѣ
ляемъ мы его на двЪ половины , которыя и соста
вятъ содержаніе 2-й и 3-й книги Исторіи Русскаго народа.
[(3)] Оссіановы слова, въ поэмѣ Картонъ.