прежнее измѣнилось : государства , языки, законы, нравы, обычаи, вѣра. Посему Древній міръ


казался въ глазахъ современниковъ отдѣленнымъ отъ ихъ міра бездною необозримою. Но, сего
въ самомъ дѣлѣ ,не было, ибо въ природѣ нравственной , шакъ-же какъ въ Физической , нѣтъ перерывовъ. Міръ Древній родилъ Новый : прошедшее всегда чревато настоящимъ , какъ на


стоящее будущимъ [(5)]. Только связь событій скрыта была отъ глазъ человѣка, коснѣвшаго въ


ба , Святослава; заточеніе Судислава— не суть-ли преступленія, приводящія въ ужасъ? Набѣгъ Поля
ковъ на Кіевъ и побіеніе Поляковъ по волѣ Святополка ; побіеніе Новгородцевъ Варягами при Ярославѣ; за
воеваніе Полоцка Владиміромъ — не суть-ли событія унижающія насъ , если мы рѣшимся заступаться за честь предковъ , судя ихъ, жившихъ за девять , за десять столѣтій, по нашимЪ понятіямъ? И гибельная вражда кровныхъ, близкихъ людей, не является-ли въ дѣлахъ Ярополка , Владиміра , Святополка и Яросла
ва ? Но, забывая все сіе, донынѣ каждый Русскій Историкъ долгомъ почиталъ ужаснуться и погоревать послѣ смерти Ярослава. Напротивъ, послѣдствія намъ покажутъ , что образованіе народное постепенно бо
лѣе и болѣе увеличивалось въ періодъ Удѣловъ, и что сей періодъ былъ необходимъ для развитія жизненныхъ силъ по всѣмъ землямъ Русскимъ , силъ, сосре
доточивавшихся до смерти Ярослава только въ Кіевѣ и Новгородѣ.
[(5)] Мысль Лейбница.