[(6)] Доколѣ человѣкъ не позналъ, что всѣ событія настоящія, каковы-бы они ни были, суть средства въ рукахъ Провидѣнія , употребляемыя для блага и сча
стія Человѣчества , всегда слышны были сѣтованія Историковъ , что прошедшее - прекрасное замѣнилось насгрояіцимъ-худымъ. Жалобы, недальновидныхъ по необходимости, современниковъ, были принимаемы Историками за факты историческіе, по коимъ они су
дили о событіяхъ. « о! сшонаши тебѣ Русская земля, помянувши прежнюю годину и прежнихъ Князей ! » восклицали предки наши въ ХІІ-мъ вѣкѣ ; но такъ ,
видя паденіе Имперіи Карла Великаго, современникъ (флоръ1, Діаконъ Ліонскій, см. Recueil des histor. des Gaules et de la France, m. VII, 302 ) писалъ: «Пре
красное государство цвѣло подъ блестящею діадемою; былъ одинъ государь и одинъ народъ; всѣ города имѣ
ли судей и законы. Ревность Іерарховъ подкрѣплялась частыми соборами; юноши безпрестанно читали Свя
щенное Писаніе ; умъ дѣтей образовывался ученіемъ. Любовь съ одной, страхъ съ другой стороны, всюду под
держивали согласіе, и франція блистала предъ цѣлымъ свѣтомъ. Иностранныя государства, Греки , варвары , Сенатъ Лаціума присылали пословъ. Поколѣніе Ромула , славный Римъ, отецъ народовъ, покорялись намъ. Въ Римѣ , глава франціи, споспѣшествуемый Богомъ, принялъ отъ Намѣстника Апостоловъ діадему. Блаженная , еслибы понимала свое блаженство, имѣя Римъ крѣпостью , и вратаря райскаго основателемъ,
одномъ настоящемъ [(6)]. Нива судебъ Божіихъ была глубоко вспахана, прорѣзана глубокими браздами , и засѣяна сѣменами тучными и свѣжими. Какъ снѣгъ, благотворный прозябенію, на