Евклидъ показалъ мнѣ нѣсколько разсужденій о животныхъ, растѣніяхъ й объ ископаемостяхъ. Я Не богатъ книга
ми сего рода, — сказалъ онъ мнѣ; —не много еще прошло лѣтъ , какъ получили
мы вкусъ къ натуральной Исторіи й Физикѣ, собственно такъ называемой, Зто не потому, чтобы встарину ученые
люди не занимались природою ; нѣкогда я показывалъ тебѣ ихъ творенія , и ты конечно помнишь то разсужденіе, въ которомъ первосвященникъ Цереры далъ тебѣ краткое понятіе объ ихъ систе
махъ (1). Ты удостовѣрился тогда , что они хотѣли постигнуть причины, а не дѣйствія , матерію существъ , а не ихъ форму ( 2 ).
Сократъ посвятилъ свою Философію общественной пользѣ, и ученики его, по примѣру своего учителя , трудились для наставленія человѣка ( 3 ). Философія прочихъ , существовавшая около цѣлаго в , а и возобновленная въ наше время ,
дѣйствуетъ съ большими понятіями й мудростію. Правда, и нынѣ занимаются тѣми общими вопросами, въ кото
(1) Смога. XXX главу сего сочиненія.
( s ) Aiiftot. de nat. aufcult. lib. 2 , cap. э , T. p.
З29. ( 5 ) Id. de part. anim. T. 1. p. 97І.