В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТИПОГРАФИИ

— Безобразие! Печатаете молитвенники с ошибками! Я буду в Комитет по делам пе
чати жаловаться!!

НАРЗАН И СОЦИАЛИЗМ

к . РОТОВ.
Анатолий Коломейцев. Ущелье дьявола. Роман. ЗИФ. 1929. 268 стр. Цена 1 р. 75 к. тираж 5000.

А

натолию Коломейцеву его роман дался с трудом. Прежде всего при
шлось преодолеть первую трудность: познакомить своих героев — кавказца и русского. Для этого они были «извержены в белогвардейский Крым и сделаны храбрыми подпольщиками-матросами.
Для того, чтобы убедить читателя в подлинности их морского звании, автор заставляет своих героев говорить таким
языком: «двести мин тебе в переносицу», «клянитесь брига
дой линкоров», и т. п. Эта морская образность настолько увлекает автора, что он даже в описании рассказывает,
как его герой «зашагал незнакомцу в кильватер», а «жители ложились спать, старательно задраивая каждую щелочку».
Изредка этот стиль сменяется на более возвышенный: «она представляла собою воплощение картины Рафаэля «Страдающая женщина».
Друзья расстаются с тем, чтобы на следующей странице встретиться уже на Кавказе, куда один из них приехал подышать родным воздухом, а другой «омо
лодить свою утлую ладью». Впрочем, морской жаргон скоро покидает и авто
ра, и его героев, как раз там, где «го
рячий кабардинец грудью, словно эсминец форштевнем, режет восточный ветер».
Дальше наши военморы уже любят «копаться в архивной пыли» и рассуж
дать о строительстве социализма в таком
духе: «каждый с толком использованный стакан нарзана помогает нам строить социализм».
Затем они поселяются в горном ауле, недалеко от «Ущелья дьявола», — местонахождения радиоактивного уранита, -
хищнически захваченного семьей бежавшего от советской власти князя.
Здесь начинается титаническая борьба героев с злостными контрреволюционе
рами из-за обладания радием; наконец, доброе начало побеждает, и экспедиция Академии Наук во главе с академиком Вольфом и обоими военморами, с успехом разбивает козни врагов.
Правда, люди и животные в течение этой борьбы гибнут без числа, и в кон
це книги автор не сообщает, поступил ли радий из дьявольского ущелья в же
лезный инвентарь советского хозяйства и прекратилась ли вследствие этого на
добность достраивать Днепрострой, как обещано на стр. 172.
Но у читателя, помимо этого, есть еще ряд недоумений. Может ли катер «скоро пыхтеть» (стр. 10)? Как люди умудряются «блуждать в карте
(стр. 67)? Неужели горные кавказцы го
ворят: «мы ему враз развяжем язык» и т. д., и т. п.
Актор еще молод. Иначе он знал бы. что в царские времена тринадцатилетние девочки не бывали курсистками и что в год февральской революции телег
рамм не называли «радио». В молодости автора его спасение, и будем надеяться, что когда он вырастет, ему будет стыдно вспоминать, как он подвел доверчивое издательство «Земля и фабрика».