(64) Въ Псков. Лѣт. Малин.; «И прислалъ К. В. Дьяка Третьяка «Долматова съ жалованнымъ со льстивымъ словомъ, и Псковичи обрадо«вались... Третьякь имъ на Вѣчи сказалъ первую и новую пошлину: пок«лонъ отъ В. К.», и проч. Далѣе: «да отговоривъ то (Третьякъ), да сѣлъ «на степени, и Псковичи удариша челомъ въ землю, и не могли противъ «его отвѣта дати отъ слезъ и туги сердечныя... Токмо тые не испустили «слезъ, иже младенцы ссущіе млеко... И бѣ тогда во Псковѣ плачь и «стонаніе во всѣхъ домѣхъ, другъ друга обнимающе», и проч. Сіѳ было съ Субботы на Воскресенье.
(65) См. Т. VI, примѣч. 30.
(66) Въ Псков. Лѣт. Малин, и Толст.: «На утріе же, освитающу дни, «позйониша на Вѣчье, и собрашася... И начаша ему (послу) тако гово«рити: тако у насъ написано въ лѣтописцѣхъ: съ прадѣды и съ дѣды и «со отцемъ его, Государемъ, крестное цѣлованіе съ В. Князми положено, «что намъ Псковичемъ отъ Государя своего, В. К., кой ни будетъ на Мо«сковскомъ Государствѣ, и намъ отъ него не отойти, ни въ Литву, ни въ «Нѣмцы, а намъ жити по старинѣ въ добровольи; а мы Псковичи отъ«идемъ отъ В. К. въ Литву или въ Нѣмцы, или особѣ станемъ жити безъ «Государя, ино на насъ гнѣвъ Божій, гладъ и огнь, и потопъ и нашествіе
«поганыхъ; а Государь нашъ не учнетъ тое крестное цѣлованіе на себѣ «держати, ино на него тотъ же обѣтъ, коли насъ не учнетъ въ старинѣ «держати. А нынѣча Богъ воленъ да Государь въ своей отчинѣ и дѣдинѣ «во градѣ Псковѣ, и въ насъ, и въ колоколѣ нашемъ; а мы прежняго «своего цѣлованія не хотимъ измѣнити, и мы на Государя своего руки «подняти и въ городѣ заперетися не хотимъ; а Государь нашъ хочетъ «Живонач. Троицѣ помолитися, а въ своей отчинѣ побывати во Псковѣ, «и мы его, Государя своего, ради всѣмъ сердцемъ, что насъ не погубилъ «до конца. И Генв. въ 13 спустиша колоколъ Вѣчной у Св. Троицы, и
«начаша Псковичи, на колоколъ смотря, плакати по своей старинѣ и по «своей волѣ, и повезоша его на Снетогорской дворъ, къ Ивану Богослову, «гдѣ нынѣ Намѣстничь дворъ», и проч.
(67) Архив. Лѣт. л. 201: «Генв. въ 15 Дьякъ Т. Долматовъ къ В. «К. изо Пскова пріѣхалъ... а съ Третьякомъ пріѣхали ко Государю бити
«челомъ отъ всего Пскова Посадникъ Кузьма Сысоевъ, да Бояре; и того «же дни послалъ К. В. напередъ собя Бояръ своихъ», и проч.—Знатнѣйшіе Псковитяне ждали В. К. на Дубровнѣ.
(68) Въ Псков. Лѣт. Толст, и Малин.: «Генв. въ 24 пріѣхалъ Госу«дарь, и того дни порану пріѣхалъ Владыка Коломенской, Васьянъ Кри«вой» (а по Москов. лѣтописи Митрофанъ)... «и хотѣша встрѣтити Го«сударя у образа въ поли, и Владыка молвилъ: не велѣлъ Государь встрѣ
«чати далече... и встрѣтилъ его Владыка на торгу, идѣже нынѣ площадь, «и К. В. слѣзъ съ коня у Спаса на площади... и благословляя его Вла«дыка, рече: Богъ-де тобя благословляетъ, Государь, Псковъ вземши безъ
«брани; и кои Псковичи были въ церкви, и то слышали, заплакали горько», и проч.
(69) См. Псков. Лѣт. Малин., Архив. Лѣт. и Времен. Въ Ростов. Лѣт.: «Вина Псковичей та, что былъ Архіеп. Геннадій во Псковѣ, и они «не велѣли своимъ Попомъ съ нимъ служити, а проскурницамъ проскуръ печи».
(70) То есть, сыну Боярина Ѳедора Давидовича; а въ Псков. Лѣт. сей Намѣстникъ именуется Морозовымъ.
(71) «Посла К. В. къ Москвѣ Петра Яковлев. Захарьева, Москвѣ «всей здравствовати, что К. В. Псковъ взялъ, и прислаша съ Москвы «гостей тамгу уставливати, занеже во Псковѣ тамга не бывала, безданно