СИТЦЕВАЯ СТОЛИЦА


МУЗЕЙ АВТОБУСОВ. — КОГДА ИВАНОВЦЫ ХОДЯТ В БАНЮ. — ИЗБИЕНИЕ МИРОВОЙ ЗНАМЕНИТОСТИ.— ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПОРОСЕНОК. — НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ШНИЦЕЛЯ. — АМОРТИЗАЦИЯ
ИЗВОЗЧИЧЬЕГО ИНВЕНТАРЯ.
В
Иваново-Вознесенске с раннего утра и до поздней ночи — стук и грохот. Нежно розовый кирпич стро
ящихся каменных громад прячется в паутине лесов. Город строится. С ран
него утра и до поздней ночи тысячи плотников, каменщиков и штукатуров ползают но лесам, как муравьи, в воздухе висит тяжелая матерная брань,— неизменный спутник строительных работ.
Город паводнен сезонниками. Коричневые и серые тона их домотканных поддевок доминируют па ушце, в столовых, в садах при клубах. В часы обеденного перерыва улицы заливаются
потоком людей, пахнущих ржаным хлебом и деревней. В этом людском потоке те
ряются обычные прохожие ивановской улицы, текстили, в кожаных куртках, пестрых рубахах и фуражках, заломленных набекрень.
Старый город притих и сжался в комок. Розовые каменные громады спешно до
страивающихся зданий окрашивают весь городской ландшафт в цвет свежей ло
сосины. Даже многоэтажные корпуса старых ивановских текстильных фабрик кажутся лилипутами перед этими новыми кварталами железо-беюнных и кирпичных домов.
Иваново-Вознесенск разделен на две части: город и посад. Город лежит на холме, отделенном от посада рвом, но которому иротекает гнилая речуш .а, отравленная всеми отхо шми текстильного производства. Над городом возвыша
ются новые же дезо-бетонные громады универмага, почты, телеграфа и телефона. В горо ie — гастрономические магазины, парикмахерские и фабрика кух
ня. Ивановские текстильные фабрики разбросаны там и сям. Несколько фаб
рик расположены прямо в центре города.
II жужжание десятков тысяч веретен наполняет городские улицы звуковым ароматом пчелиных ульев.
Деревянный мост, переброшенный через гни iyio речушку, стар и ветх. Когда по мосту проезжает автобус или гру
зовик, почерневшие от времени доски гнутся, сван моста шатаются, как пья
ные, и пешеходы испуганно цепляются За подгнившие перила, как вахтенный начальник на капитанском мостике во время шторма.
В городе нет трамвая, только одни автобусы. Из каких архивов нашей автомобильной бесхозяйственности извлечены для Ива ново- Нознесенска эти му
зейные экземпляры машин —неизвестно. В городе больше двух десятков авто >усов и все разных марок. Состояние городского авто-транснорта определяется сле
дующей вы резкой из местной газеты «Рабочий Край»:
«Сегодня, возле здания областного суда, у автобуса № 17 лопнула полуось и от
скочило колесо. Пассажиры отделались испугом.
В тот ж еде н ь, у автобуса Jfl 7 при под‘еме в гору лоп
нула рулевая тяга. Машина потеряла управление и уда
рилась о телеграфный столб. Пассажиры отделались испуг о м».
Пассажиры ивановских автобусов и вид имеют чрезвычайно запуганный. Садясь в машину, ветхозаветные старухи обычно на всякий случай украдкой крестятся.
Между городом и посадом расположены Ямы. Это неско!ько рядов одно
этажных и двухэтажных деревянных мещанских домиков. Улицы не вымощены и заросли сорной травой. Здесь жи
вут гадалки и шинкари, в Ямы укрылся весь старый Иванов, прячущийся от наступления розовых каменных громад. Когда стемнеет, посреди улицы, взяв
шись под руку, гуляют ямские текстили в смазных сапогах и негнущнхея картузах. Здесь играет гармоника и поются частушки.
Рядом, в садах при клубах, медленно ползет густая толпа (вход 5 и 10 коп). В садах играет оркестр, на открытой сцене тоскливо халтурят приезжие гастролеры. Но в Ив 1ново-Возш сенске, во
обще, довольно прохладно относятся к искусству: в течение недели текстили устают от работы, им не до развлечений, по пятницам и субботам весь город ходит в баню.
Местное отделение Софила по субботам и воскресеньям устраивает концерты с участием московских гастролеров. Гонорар артистам за эти два дня, вместе с расходами по их доставлению на места, превышает 1000 рублей, сбор за это же время бывает рублей 200—300.
Ничего пет удивительного в том, что за один прошлый год Софил дал дефициту свыше 100.000 рублей.
Публика Иваново-Вознесенска, вообще, очень требовательна. Не так давно сюда приезжал «известный мссков кий поэт Саша Красный, поль
зующийся мировой известностью, со своей трупной». Труппу составлял оп сам и его жена: жена танцевала, а он мелодекламировал. Текстили сумрачно выслушали только первое отделение,
потом долго били мировую известность н отобрали у него деньги.
Недавно город посетила польская промышленная делегация. В составе ее находился один крупный текстильный фабрикант, бывший в течение десятка лет, до революции, директором одной из ивановских фабрик. В koi це 1917 года он спеши о собрал свои монатки и бежал за границу.
На этого человека город произвел впечатление потрясающее. Новые фабричные корпуса, рабочие поселки, гро
мадное городское строительство, все это совершенно изменило лицо города. Даже автобусное сообщение и вновь замощен
ные мостовые произвели на польского гостя громадное впечатление.
— Я ничего не узнаю, — восклицал ом то и дело,—как будто это не тот
город, в котором « работал десять лет.
Бывший ивановский директор опомнился и пришел в себя только в сто
ловой фабрики-кухни, где ему подали жареного поросенка. Он весело и дру
желюбно подмигнул куску ссохшегося
поросячьего мяса, лежавшего перед ним на тарелке, как старому другу: по некоторым признакам польский гость узнал тот самый кусок поросенка, ко
торый он не доел двенадцать лет тому назад, при своем поспешном бегстве из города.
Обслуживающий персонал столовой фабрики-кухни чрезвычайно строг. Под видом шницеля мне подали большой кусок старого вареного мяса, обмазан
ного каким - то соусом и обсыпанного сухарями.
— Зорите эту дряпь и дайте мне что-нибудь другое, — попросил я официанта.
Человек этот выпрямился, подбоченился и посмотрел на меня сверху вниз.
— Во-первых, гражданин, мы вызовем сейчас экспертизу и попробхйте доказать мне, что это дрянь. А, во -вто
рых, если вы будете портить апцетит окружающим, мы привлечем вас к угол> вной ответственности за подрыв дела общественного питания. В-третьих...
Третьей угрозы я не дослушал: давясь п спеша, я поедал свою порцию
Извозчики в Иваново - Вознесенске чрезвычайно дороги, меньше чем за два рубля они не проедут даже квар
тала На ваше замечание ивановский извозчик отвечает, презрительно улыбаясь:
— Что ж, поезжай на автобусе, если тебе жизнь надоела!
С одним из извозчиков я подружился п просил объяснить его причину доро
говизны извозчичьих услуг. Оказалось, что в калькуляцию стоимости проезда входит н амортизация инвентаря.
Каждый житель города Иваново- Вознесенска считает своим долгом при
цепиться к извозчику, когда он спу
скается с горы. Уличным мальчишкам такая ловкость недоступна, все — сво
бодные места бывают, обычно, заняты взрослыми.
Действительно, когда я ехал на вокзал, двое бородатых мужчин, весело взвизгнув, повис ш по обе стороны ло
шади, ухватившись за хомут. Хомут лопнул. Извозчик меланхолически вы
ругался и попросил полтинник прибавки. Взвалив чемодан на плечи, я поплелся пешком к вокзалу.
Стоная и дребе?жа, мимо меня промчался автобус, с ног до головы обдав меня потоками густой и липкой грязи.
Иа вокзале, на запасных путях, длинными рядами I ытяну.шсь вагоны со строительными материалами. Центр к концу строительного сезона прислал Иванову обещанную помощь.
А. Гарри