Василій Таракановъ (см. Розряд. Кн.). Маметкулъ, честимый Борисомъ, жилъ въ Бѣжецкомъ Верху.
(35) См. Миллер. Сибирск. Исторію 329—392.
(36) Въ Розрядн. Книгахъ сказано, что въ Іюнѣ 1600 г. Крымцы нападали на Бѣлгородъ и шли къ Курску, но были изгнаны Орловскимъ Воеводою, К. Борисомъ Петр. Татевымъ.
29 Іюля 1601 были посланы Окольничій Бутурлинъ, Ив. Пушкинъ и Дьякъ Клобуковъ въ новый Борисовъ городокъ для размѣна (какъ тогда говорили) Россійскихъ и Крымскихъ Пословъ. 27 Сент. отпустили изъ Москвы Крымскаго гонца Казанъ-Агу съ увѣдомленіемъ, что наши Послы готовы ѣхать къ Хану. 4 Окт. выѣхалъ изъ Москвы въ Тавриду Посолъ К. Григ. Волконскій оь Дьякомъ Ивановымъ. Въ Окт. 1602 пріѣхалъ въ Москву Казы-Гиреевъ гонецъ Ахметъ-Челибей съ Шертною грамотою. Въ Авг. 1604 тотъ же гонецъ былъ y Царя съ жалобою на впаденія Донскихъ Козаковъ въ Ханскія владѣнія. См. въ Архивѣ Крымскія Дѣла сего времени.
Нашъ посолъ говорилъ Крымскимъ Вельможамъ: «Которые бѣглые «люди наши отъ воровства бѣгаютъ въ Крымъ, и Казы-Гирей тѣхъ. «воровъ отдавать назадъ не велитъ. Въ прошломъ году побѣжалъ изъ «Государевыхъ украйныхъ городовъ отъ смертные казни вѣдомой воръ «и разбойникъ Казаринко Уваровъ; a нынѣ онъ y Казы-Гирея въ толма«чехъ... Казы-Гирей того Казаринка велѣлъ бы отослати къ Государю».
О принятіи Шертной грамоты: «Велѣлъ Государь быти Янъ-Ахметъ«Челибею y себя наодинѣ... и взялъ въ свои Царскіе руки кяигу, и по«державъ молылъ: то наша большая правда; тое больше y насъ не жи
«ветъ — и книгу отдалъ Боярину Семену Микитичу; и въ кое время «книгу держалъ въ своихъ рукахъ, и въ тѣ поры Янъ-Ахметъ-Челибей «челомъ ударилъ о землю, a послѣ того говорилъ: Государь нашъ, Казы«Гиреево величество, какъ передъ вашимъ Посломъ К. Григ. Волкон«скимъ прямую Шерть учинилъ на Куранѣ (Алкоранѣ), и К. Григорей «тое книги велѣлъ смотрѣть толмачю своему, a со мною Казы-Гирей «прислалъ Ді.яка Гречина для такова же дѣла: и въ томъ какъ ты, «Государъ, повелишь. И Государь говорилъ: сказывалъ я тебѣ, что мы «такіе правды не чинивали, какъ нынѣ брату своему правду учинили «есмя; a съ которыми великими Государями бываетъ y насъ мирное «постановленье, и съ ихъ Послы утверждаютъ Бояре наши и Окольничіе «и Дуиные Дьяки, a большое укрѣпленье Царское слово бываетъ: то и «правда. A нынѣ, свыше всѣхъ Государей похотя съ нимъ братство «крѣпить, вѳлѣли есмя тебѣ y себя наодинѣ быти, a толъко тепере при «насъ сродникъ (и указалъ на Боярина на Семена Микитича), да блияшей «нашъ Дьякъ Оѳонасей Власьевъ; потому что всѣ большіе дѣла тайные
Сей гонецъ, будучи y насъ въ Авг. 1604, сказалъ Царю отъ имени Казы-Гирея: «Послали есте (въ 1603 г.) къ намъ Пословъ своихъ, К. «Ѳедора Борятинскаго, да Дьяка Дороѳея Бохина, — и послѣ того, какъ «у насъ на Посольствѣ были, на пятой день учинилась вѣсть, что при«ходили на наши Улусы Донскіе Козаки... и Посолъ твой отказалъ, что «х Козакамъ не ѣдетъ и не пошлетъ, a говорилъ усердо... A потому
«есмя вашего Посла изъ Крыму и выслали... И послѣ того прислали
«вы, братъ нашъ, къ намъ гонца своего, Александра Хрущова, съ «грамотою», и проч. — Въ лѣтописяхъ несправедливо сказано, что Царь на мѣсто Борятинскаго послалъ въ Крымъ Волконскаго. Челибей жилъ пъ Москнѣ до воцаренія Лжедимитріева.
(37) См. T. X, стр. 169, и Далина глав. ХV, 22, 23.