«Митрополитомъ Новгородскимъ Сидоромъ и всѣми Митрополиты и Архі«епискупы: тогда бо бѣша вси на Москвѣ. Единъ же бысть no изгнаніи «отъ Розстриги Митрополитъ Ермогенъ Казанскій и Свіяжекій, занеже «бо ему еретику претяше о его богомерзкой женитвѣ... И въ тыяже дни «бысть смиреніе и радость въ людяхъ велія. Боляре же и весь Царскій «Синклитъ. вкупЬ же и весь народъ Московскаго Царствія поздравляху «ему (Шуйскому) на великомъ Государствѣ Россійскаго Царствія, якоже «и прежнимъ Великимъ Государемъ Московскимъ, и дары великіе при«несошаху ему по его Царскому достоянію».
По Журналу Литовскихъ Пословъ (Dyaryusz) вѣнчаніе Царя Василія происходило 11 Іюня (по Нов. Ст.) въ Воскресенье.
По Никон. Лѣтописи (стр. 76). Василія вѣнчалъ на Царство Казанскій Митрополитъ Ермогенъ, но Рукопись Филарета заслуживаетъ болѣе вѣроятія.
(11) «Іюня 11 совершалось коронованіе новаго Царя очень бѣдно: «болѣе было простаго народа, чѣмъ Бояръ». (Bzeszy Polskich za Dymitra opisanie),
(12) He видно, чтобы въ семъ году былъ кто либо ножалованъ въ Бояре, или въ другіе знатные чины. См. Послужн. Списокъ Бояръ, въ Древн. Poe. Бивліоѳ. XX, 77.
(13) См. Томъ XI, стр. 147, и въ семъ XII Томѣ, прим. 119. (14) См. T. X, глав. II.
(15) См. Розрядп, Кн, л. 986, и Bzeszy Polskieh za Dymitra.
Въ Нака:зѣ отправленнымъ въ Литву, Послу Князю Григорію Волконскому и Дьяку ѳго Андрею Иванову, сказано: «А Оѳонасью Власьеву «что было вѣрити. Оѳонасей воръ разоритель Вѣры Хрестьянской, тому «вору совѣтникъ, поѣхалъ къ Государю вашему Жигимонту Королю по «его волѣ, безъ Сенаторскаго вѣдома. A тотъ воръ Розстрига писалъ съ «нимъ листъ по Латынѣ, съ вашими ІІоляки совѣтовалъ, a Русскіѳ люди «у того небывали». (Дѣла Польск. No 26, л. 100).
(16) См. Розрлд. л. 985, на обор.
(17) Никон. Лпт. 77: «Царь же Василей вскорѣ по воцареніи «своемъ, не помня своего обѣщанія, начатъ мстить людемъ, которые «ему грубиша, Бояръ и Думныхъ Дьяковъ и Стольниковъ и Дворянъ «многихъ розосла по городомъ по службамъ, a y иныхъ y многихъ по«мѣстья и вотчины поотнима».
(18) Rzeszy Polskich: «Бояре имѣли тогда болѣе власти, нежели «самъ Царь».
(19) Маржеретъ пишегь, что въ Москвѣ возникла мѳжду гражданами распря; что многіе жаловались на избраніе новаго Царя, бывшее безъ ихъ согласія; что по городу стали носиться слухи, будто Лжедимитрій не цогибъ. Нѣкоторые говорили, что послѣ избіенія Поляковъ, въ полночь, потребованы были именемъ Царя Димитрія три Турецкія лошади изъ малой дворцовой конюшни, и что никто незнаетъ, куда оныя отведены; но конюхъ, отпустившій ихъ, былъ, по приказанію Шуйскаго, подвергнуть тяжкой пыткѣ. Маржеретъ прибавляетъ, что въ разныхъ улицахъ города были подбрасываемы письма и записки, въ коихъ утверждали. что Димитрія видѣли и узнавали на пути изъ Москвы.
(20) Борисъ Годуновъ скончался 13 Апр. 1605 года; Ѳеодоръ Борисовичь убитъ 10 Іюня тогоже года, a Лжедимитрій 17 Мая 1606. Въ столь короткое время Василій Шуйскіи былъ уже четвертымъ Царемъ.
(21) Въ надгробной надписи его въ Москов. Арханг. Соборѣ: «Лѣта «7121 (1612), Сент. въ 12 день... преставися... въ 60 лѣто живота». См. сію надпись ниже въ примѣчаніяхъ къ V главѣ сего Тома. не was then