«приславъ своего посла въ Новгородъ Михайла Костянтиновича, съ «Архіепископомъ Новгородскымъ, съ Владыкою Олексѣемъ, съ Посадни«комъ съ Юрьемъ, съ Гысячьскымъ съ Матвѣемъ и со всимъ ІІовым«городомъ». Далѣе сказано, что прежній договоръ симъ уничтожается:
«что послове Княжи Михайловѣ человали крестъ къ Новугороду, съ тыхъ «Новгородъ челованье снялъ; a что чоловали Новгородскые послове къ «К. Михайлу, то челованье К. Михайло снялъ.... Что товаръ поиманъ y «Новгородскыхъ купецъ рубежемъ (насиліемъ) до Новоторжскаго взятья, «тотъ товаръ подавати купцамъ все по челованыо... A кто на ce цѣло
«ванье наступитъ, на того Богъ и Св. Богородица». У сей грамоты прив;ізаны 3 свинцовыя печати: Посадникова, Тысячского и Архіеписко
пова.—Въ третьей грамотѣ: «которая села покуплена нри Князи при «Александрѣ (Невскомъ), при Ярославѣ, при Васильѣ, при Дмитріѣ, при «Апдреѣ, на тѣхъ селѣхъ куны (выкупить оныя). .. a земля къ Новуго«роду». Видно, что Князья, не смотря на всегдашнее обѣіцаніе возвращать купленныя села Новугороду, не исполняли онаго.
(37) «Князь же Великій, не хотя видѣти разоренья граду, не хотя «кровопролитья Христіанскаго,» и проч. Никон. Лѣт.говоритъ, что Ольгердъ, раздраженный союзомъ Князя Смоленскаго съ Димитріемъ, разорилъ области перваго, a Татары Новосиль.
Въ Троит.: «Того лсь лѣта (1379), Авг. въ 30 день, во Вторникъ «до обѣда, въ 4 часъ дни, Иванъ Васильевъ, сынъ Тысяцкаго, мечемъ «потятъ бысть на Кучковѣ полѣ» (гдѣ нынѣ монастыръ Срѣтенскій: см. ниже) «у города Москвы, повелѣньемъ Князя Великаго». Вотъ первая торжествепная казнь, о коей упомипаютъ наши Лѣтописцы. Никонов. прибавляетъ, что сей Иванъ Васильевъ Веньяминовъ на пути изъ Орды былъ обманомъ задержанъ въ Серпуховѣ и привезенъ въ Москву,—Некомата казнили въ 1383 году: «тое же зимы убьенъ бысть нѣкій брехъ(вздорной человѣкъ?) «именемъ Некоматъ, за нѣкую кромолу бывшую и «и измѣну». Никон. Лѣт. вздумалъ назвать сего измѣнника Коматомъ, Княземъ Литовекимъ.
(38) См. Родослов. Книги о родѣ Волынскихъ. Потомки Святополка- Михаила пмѣли свои Удѣлы въ Волыніи, въ Туровѣ, ІІинскѣ.
(39) «К. Димитрій Константиновичь посла брата своего Бориса и ссына своего Василія со многими силами (съ ними же и посолъ Царевъ, Ачихожа) на Болгарскаго Князя Осана... и на княженіи посадиша «Салтанъ-Бакова сына». Въ Никонов. Лѣт.: «(посла) на Болгары, рекше «на Казань». — Димитр. Констант. Суздальскій посылалъ съ войскомъ Московскимъ сыновей своихъ, Василія и Іоанна.
(40) См. Сказаніе o Царствѣ Казанскомъ. Авторъ пишетъ о себѣ: «Случи ми ся плѣнену быти варвары и въ Казань сведену... и взятъ мя
«Царь себѣ и согвори мя предъ лицемъ своимъ». — О значеніи слова Казань см. Лызлова Скиѳск. Исторію. Онъ говоритъ, что Казань строили наши работники.
(41) Hist, des Tat. стр. 452.—Впрочемъ и другіе новѣйшіе Ханы прилагали къ имени своему названіе Саит, которое видимъ на монетахъ Татарскихъ XIY вѣка (см. St. Petersburg. Journ. г. 1781, II, 34).
(42) «A Дарагy и таможника посадиша». Въ ярлѣхъ Ханскихъ часто упоминается о чиновникахъ Дараіахъ или собирателяхъ пошлины.
(43) Въ Нижегородск. Лѣт. Симеонъ названъ Димитріевичемъ. О преяшихъ непріятельскихъ дѣйствіяхъ Татаръ см. выше, примѣч. 31.
(44) См. Ник. Лѣт. IV, 51.—Оплошность Россіянъ описывается такъ: «Повѣдаша имъ Царевича Арапшу на Волчьи водѣ. Они жe оплоши«шася и небреженьемъ хожаху: доспѣхи своя вскладоша на телеги, a