рыбной ловли сзоим богатым опытом, и Аксаков начал диктовать своей дочери «Записки об уженья рыбы». Книга оказалась интересной не только для рыболовов; она быстро разошлась, и в печати появилось несколько благоприятных отзывов. Аксаков убедился, что он — действительно литератор, и уже всерьез и надолго занялся писательским трудом. Тут же он засел за свою «Семейную хронику», но, считая эту работу важнейшим своим трудом, не спешил с ее изданием, собирал материалы, читал написанное родным и доузьям и по нескольку раз изменял первоначальные наброски.
Более легко и быстро Сергей Тимофеевич написал свои «Заштски ружейного охотника Оренбургской губернии», появив
шиеся в 1852 году. Эта книга пленила всех художественными описаниями леса и его обитателей. Но записки Аксакова о ры
бах и птицах имеют и большое научное значение. Впоследствии
проф. Мензбир переиздал их для студентов с иллюстрациями и в спорных случаях советовал искать ответа у Аксакова и опираться на его авторитет.
И. С. Тургенев пришел в восторг, прочитав книги Аксакова, и приехал в Абрамцево познакомиться со стариком, хотя со старшими сыновьями Аксакова Тургенев давно уже разошелся:
он был поклонником западной культуры, а Константин и Иван Сергеевичи были ярыми славянофилами. Разница в общественнополитических взглядах не помешала двум писателям сделаться друзьями: литература, охота и русская природа одинаково увлекали их. Тургенев не был любителем рыбной ловли, но Сергей Тимофеевич так увлек его своими рассказами, что его за
интересовала эта охота, и он с удовольствием целые часы проводил со стариком на реке.
В исходе мая 1854 года Тургенев оказался свидетелем странного случая, описанного С. Т. Аксаковым в его книжке. «На одну из удочек с червяком взял небольшой окунь и прогло
тил крючок; на окуня взяла и заглотала также небольшая щучка или щуренок, а его схватила поперек большая щука, слишком
в 5 фунтов, и так увязила зубы в свою добычу, что рыбак без всякой осторожности вытащил ее из воды. Она, вися в воздухе, не разжала зубов своих, и мы с Тургеневым сами открыли ей рот, а потом произвели следствие над окунем и щуренком».
Возвратившись домой, Тургенев дал блестящий отзыв о сочинениях Аксакова. Восхищенный художественным описанием птиц в книге Аксакова, Тургенев прислал ему, как бы в добав
ление к «Запискам охотника», приветственную статью «Пение соловьев», в которой названы и описаны все трели этих чудес
ных певцов Средней России. Особенно хвалил Тургенев язык Аксакова — необыкновенно меткий, выразительный, богатый.