крыто серовато-желтой щетиной, а на носу — целый пучок таких же волосков. Отлично помнил он свою юность и охотно рассказывал. «Избенки были малые — из шестерику, без фундамента, как пьяные — все в разные стороны. Окошки были воло
ковые— в одно стеклышко. Топили по-черному. Чаю — сахару совсем не знали. Ходили в лаптях. Сапоги были одни на всю деревню — у Матвея Кузнецова. Больно мне хотелось в сапо
гах обвенчаться. Поклонился ему, обещал сжать целый клин. Стою в церкви, сам себе не верю, — в сапогах венчаюсь. При
ехали домой, посадили меня под иконы. Слышу: кто-то меня за ноги дергает. Матвей-то хватился после. «Поди, — говорит сзоему Ваньке,----сними с него сапоги-то, а то он сдуру-то еще плясать в них пойдет».
«А в Калистове еще хуже жили. Барин Протопопов за границей проживал, а тут немец орудовал: две шкуры драл, даже в праздник на него работали. По ночам жали свою рожь с фонарями. Не вытерпел народ — забунтовали. Прискакал из Дмитрова исправник с солдатами, всех подряд перепороли, а зачин
щиков в Сибирь сослали. С нас же потом собрали муку, масло, кур и приказали свезти исправнику за благодарность».
2. С. Т. Аксаков
От Молчановых Абрамцево перешло к Немоевским, которые продали его С. Т. Аксакову в 1843 году. Имение в то время состояло из 3 деревень с 480 десятинами земли, из которых 285 десятин было пахотной землей.
Аксаковы происходили из старинного рода. Они считали своим предком Шимона Африкановича, варяга \ пришедшего на Русь с дружиной в 3000 человек в 1027 году. Но к XVIII веку род Аксаковых захудал, и дед Сергея Тимофеевича, Степан Михайлович, выехал из своего родового имения в Симбирской губ. в Башкирию, где основал на р. Бугуруслане новое Аксакове с мельницей.
Здесь прошло детство будущего писателя Сергея Тимофеевича. Учился он в Казани, сначала в пансионе, потом в гимна
зии — до IV класса. В это время открыли университет, но учить в нем было некого. Тогда, недолго думая, всех гимназистов от IV до VIII класса сразу перевели в университет. В университете Аксаков увлекался литературой и театром, причем обнару
жил большие актерские способности. К сожалению, курса ему не дали окончить. Когда умерла тетушка его родителей, Аксаковы стали крупными помещиками. Молодого человека взяли из уни
) Об этом Шимоне есть упоминание в древнем Патерике.