На строительстве корпусов по улице Горького проектировщикам и строителям необходимо было решить вопрос о сборности всех внутренних конструкций, при которой подавляющее количество элементов изготовляется на заводах и постройка превращается из строительной площадки в монтажную.
Главный конструктор 2-й архитектурной мастерской, проектирующей эти корпуса, т. Красильников в своей статье довольно подробно описывает те сборные элементы, которые были применены на улице Горького. Надо однако заметить, что много
образие сборных элементов несколько затрудняло монтаж их, причем некоторые сборные элементы, как например балки „Рапид“, совершенно не удовлетворили постройку. Сборные эле
менты в конечном счете должны решить и решают успех строительства, а поэтому на них следует обратить особое вни
мание и довести до минимума число типов сборных элементов. С другой стороны, мелкие сборные элементы сильно затруд
няют монтаж и отнимают гораздо больше времени, чем более крупные элементы. Отсюда следует, что конструкторы должны пойти по пути укрупнения таковых. Так например, санитар
ные узлы должны быть решены одним типом сборной плиты, покрывающей целиком весь санитарный узел. То же относится к лестничным и балконным площадкам. Естественно, что мень
шее число типов плит потребует и видоизменения типовой жилой ячейки.
На путь укрупнения сборных железобетонных элементов и уменьшения числа типов их московские строители уже стали; об этом свидетельствуют конструкции, принятые для скоростного строительства Москвы.
Произведенные опыты по установке перегородок из плит „Диферент“ дали хорошие результаты, так как эти плиты не
требуют мокрой штукатурки. Тов. Красильников справедливо отмечает, что будущие перегородки должны базироваться на таких материалах, которые исключают последующую мокрую штукатурку.
Большая работа была проведена для получения готовых, навешенных на петли и проолифленных столярных изделий
(переплеты, двери) (рис. 3 и 4). Эта задача, как отмечает т. Красильников, была практически проведена на постройке и дала положительные результаты. Строители и здесь опровергли ряд доводов о сложности транспортирования на площадку таких готовых столярных комплектов и о трудностях обращения с ними на площадке. В дальнейшем жилищное строительство должно итти по этому пути, получая готовые столярные изделия, проолифленные и окрашенные за один раз с привернутыми прибо
рами, а в зимнеё время и остекленными. Этот опыт получил распространение на постройках в Москве: на скоростном строительстве по Калужской улице одновременно с кирпичной кладкой монтируются в законченном виде как оконные, так и дверные проемы.
В отношении отделочных работ заслуживают особого внимания приемы и методы работ, изложенные в статье т. Ракита.