Центральная колерная мастерская дала также возможность механизировать все процессы заготовки полуфабрикатов для малярных работ. Особого внимания заслуживает механизация
процессов транспортирования как колеров, так и шпаклевочных масс непосредственно от центральной колерной мастерской к месту производства работ.
Начатая на улице Горького механизация малярных работ должна найти свое применение на огромном большинстве строек.
Сборность нашла свое отражение также и в отделке фасадов корпусов А и Б. Тов. Никитин, описывая приемы работ и приветствуя применение искусственных плит, изготовленных для корпусов А и Б, выражает мысль всех строителей по данному вопросу. Сборные плиты, запроектированные для корпу
сов, дали возможность в короткий срок богато отделать наружные фа
сады и совершенно избавить их от мокрых процессов. Однако замечание т. Ники
тина о многообразии типов плит, принятых для облицовки фасадов, вполне справед
ливо, так как оно за
держивает как подбор самых плит, так и их монтаж. Проектиров
щикам следует пойти по пути максимально
го уменьшения числа типов, что даст возможность строителям быстрее освоить все процессы монтажа и увеличить производительность труда. Также следует согласиться с замечаниями т. Никитина о том, что леса и люльки, примененные для облицовки фасадов, не обеспечивают повышения производительности труда. В даль
нейшем следует видоизменить типы лесов для облицовки и перейти к трубчатым лесам.
К сборным элементам облицовки фасадов следует отнести также и специально изготовленные для корпусов А и Б изде
лия из терракоты (обожженной глины) (рис. 5). Так как вся облицовка из терракоты должна была быть кремового и красного цвета, необходимо было найти натуральную глину, кото
рая после обжига приобретает этот цвет. Для этого в керами
ческой лаборатории Академии наук был поставлен опыт по подбору глины. По получении рецептуры этой глины последняя направлялась в мастерскую Мосстеклокерамсоюза в Гжель, где было поставлено массовое производство терракотовых изделий.
Следует отметить, что глина при обжиге дает усадку; поэтому размеры в чертежах в зависимости от принятого сорта глины должны быть увеличены на найденный процент усадки.
Рис. 5. Общий вид наличника из терракоты.