В капиталистических условиях производства и распределения — рынок являлся посредником.
Ориентируясь на потребителя и органически участвуя в самом производстве — художник ста
новится посредником. Вот его первое и главное место в производстве переходного времени.
После доклада выступали: т. т. Ильин, Храковский, Штернберг, Брик, Степанова, Родченко и Ган.
По существу доклада почти не говорили, так как тема его крайне теоретична и пока что достаточно абстрактна.
Всех интересовал больше тот кризис, который несомненно переживает искусство вообще.
Конструктивисты настаивали на разделении левых группировок, они считают, что целый ряд имен, с которыми связывают левое искусство— профанируют последнее.
Необходимо объявить «непримиримую войну искусству вообще» и только тогда станет яс
ным, кто является мастером «левых шалостей», а кто действительно левым художником, потому что только последний, преодолев в практике искусство, перешел к практическому делу художественного труда.
Главное расхождение между уновисцами и конструктивистами заключается в том, что пер
вые протестуют против предметности даже в сооружениях, тогда как конструктивисты настаивают на «коммунистическом выражении материальных сооружений».
Организационно Уновис сохраняет себя приблизительно в том же состоянии, как и в 1920 году. Имеются группы в Петрограде, Смолен
ске, Саратове, Самаре и Перми. Московская группа распалась.
Ц. К. Уновис’а выпустил книгу К. Малевича «Бог еще не сброшен» и готовит к печати его же «Идея Живописи».
IV. В первой рабочей группе конструктивистов.
В конце апреля истек срок персональным работам конструктивистов.
Группа снова приступает к заседаниям, на которых будет рассмотрено все сделанное отдельными ее членами.
Если работы удовлетворят пленум группы, то, вероятно, конструктивисты в мае продемонстрируют часть своих работ.
Большую выставку группа организует
осенью.
III. Уновисцы.
По последним сведениям из Витебска Уновисцы ведут упорную работу по выработке супрематического материала (форм), а также выясняют вопросы планировки по системе супрематизма.
Кроме того, эту зиму отдельные секции и научный совет под председательством К. Малевича занимались разбором программы «Рабочей группы конструктивистов».
Уновисцы собираются переслать конструктивистам свое заключение по программе.
К концу мая кн-во «Звенья» выпустит первую книгу А. М. Гана — «Конструктивизм».
Конструктивист Родченко сдал в печать свою брошюру о линии.
И. М.
В сентябре 1921 года при Государственном Институте Ритмического Воспитания была об
разована научно-художественная лаборатория в составе Н. Г. Александровой, В. О. Перцова и И. В. Соколова, которая должна была произвести практическую научно-изыскательную работу по вопросу взаимоотношения ритмического воспитания и научной организации труда.
Лаборатория прежде всего приступила к разрешению чрезвычайно важной проблемы художественно-профессионального подбора учащих
ся в конкретной педагогической обстановке. В начале учебного года на приемных испытаниях были произведены опыты по профессиональному подбору в искусстве с применением методов психо-технического определения пригодности к профессии. Испытуемые на приемных экзаменах принимались по специально разработанной экзаменационной анкете на основании точного уста
новления необходимых для профессии педагогаритмиста качеств и способностей и балльной системе их оценки. В результате в виде диаграмм было точно установлено какими каче
ствами обладают принятые и непринятые из числа экзаменовавшихся и кроме того была установлена внутренняя связь между способностя
ми, необходимыми для профессии педагога-ритмиста, и была выражена в корреляционной зависимости между чувствами ритмичности, музыкальности и слуха. Наблюдение над взаимоотношением тех же свойств у той же группы учащихся по прошествии известного периода обу
чения дадут возможность учесть характерное влияние системы Далькроза на развитие способностей.
Затем в лаборатории приступили к, практическому сближению движений, слагающих в совокупности систему ритмического воспитания, с трудовыми движениями в производственном процессе, поскольку современная эпоха диктует воспитание тейлоризированного жеста в труде и в искусстве. При разработке моделей тэйлоризированиых трудовых жестов был произведен в лаборатории по изучению трудовых движений проф. Н. П. Тихонова целый ряд фото-съемок линий ритмизированных движений при помощи
И. С.
метода циклограмм для определения значения ритмического воспитания в деле обучения под
растающего поколения рационализированным профессиональным приемам труда (при помощи лампочки, прикрепленной к движущейся конеч
ности человека и фиксирующей в темноте на фото-пластинке световую линию движения). Несколько ритмически подготовленным и ритми
чески неподготовленным лицам давалось одно и
то же задание совершить экономное мускульное движение одной или двумя руками под музыку и без музыки. Оказалось, что ритмизированные лица в отличие от неритмизированных точно выполняли все задания, обнаруживая большое качество рационализации мускульных движений. Кроме того, было приступлено к экспериментальному изучению влияния быстрых и медленных темпов на экономию и автоматизм движения и влияния ритмизации трудовых процессов на увеличение производительности тру
да (опыты с автоматизацией движений при штемпелевании конвертов). Сложные опыты по установлению значения ритмической подготовленности для рационализации трудовых движе
ний, состоящие в определении и в сравнении квалификации жестов при работе ритмически подготовленных и неподготовленных лиц у ма
шины на заводе, не удавалось осуществить из-за отсутствия каких-либо материальных средств. Конечно, успешности многих опытов мешало отсутствие собственной лаборатории хроно-циклографирования, хотя все время пред
принимались шаги к организации собственной лаборатории. Но все-таки проблема ритма, как фактора интенсивности труда, наконец-то была нами поставлена экспериментально и практически.
Затем было приступлено к практическому изучению методов ритмизации трудовых движе
ний непосредственно на заводе. При изучении типов и нормалей трудовых движений была произведена специальная запись ритма движений при различных производственных операциях в автоматной мастерской на заводе «Электросила № 5». В соответствии с ритмом трудо
вых движений, разложенных на приемы, был найден музыкальный ритм, строго параллель
ный производственному процессу. В результате, считая воспроизведение трудового жеста одним из главных методов внесения трудовых процессов в систему ритмической гимнастики Далькроза, учащиеся на уроках ритмики воспроизво
дили записанные на заводе трудовые движения (все воспроизведения трудового жеста были зафиксированы на циклограммах).
Все произведенные в лаборатории и на заводе опыты по практическому изучению методов ритмизации трудовых Движений показали большое педагогическое значение ритмического воспитания для рационализации трудовых движений.
Эти опыты представляют чрезвычайно интересный материал для индустриализации ритмической гимнастики Далькроза.
Ориентируясь на потребителя и органически участвуя в самом производстве — художник ста
новится посредником. Вот его первое и главное место в производстве переходного времени.
После доклада выступали: т. т. Ильин, Храковский, Штернберг, Брик, Степанова, Родченко и Ган.
По существу доклада почти не говорили, так как тема его крайне теоретична и пока что достаточно абстрактна.
Всех интересовал больше тот кризис, который несомненно переживает искусство вообще.
Конструктивисты настаивали на разделении левых группировок, они считают, что целый ряд имен, с которыми связывают левое искусство— профанируют последнее.
Необходимо объявить «непримиримую войну искусству вообще» и только тогда станет яс
ным, кто является мастером «левых шалостей», а кто действительно левым художником, потому что только последний, преодолев в практике искусство, перешел к практическому делу художественного труда.
Главное расхождение между уновисцами и конструктивистами заключается в том, что пер
вые протестуют против предметности даже в сооружениях, тогда как конструктивисты настаивают на «коммунистическом выражении материальных сооружений».
Организационно Уновис сохраняет себя приблизительно в том же состоянии, как и в 1920 году. Имеются группы в Петрограде, Смолен
ске, Саратове, Самаре и Перми. Московская группа распалась.
Ц. К. Уновис’а выпустил книгу К. Малевича «Бог еще не сброшен» и готовит к печати его же «Идея Живописи».
IV. В первой рабочей группе конструктивистов.
В конце апреля истек срок персональным работам конструктивистов.
Группа снова приступает к заседаниям, на которых будет рассмотрено все сделанное отдельными ее членами.
Если работы удовлетворят пленум группы, то, вероятно, конструктивисты в мае продемонстрируют часть своих работ.
Большую выставку группа организует
осенью.
III. Уновисцы.
По последним сведениям из Витебска Уновисцы ведут упорную работу по выработке супрематического материала (форм), а также выясняют вопросы планировки по системе супрематизма.
Кроме того, эту зиму отдельные секции и научный совет под председательством К. Малевича занимались разбором программы «Рабочей группы конструктивистов».
Уновисцы собираются переслать конструктивистам свое заключение по программе.
К концу мая кн-во «Звенья» выпустит первую книгу А. М. Гана — «Конструктивизм».
Конструктивист Родченко сдал в печать свою брошюру о линии.
И. М.
Опыты в институте ритма.
В сентябре 1921 года при Государственном Институте Ритмического Воспитания была об
разована научно-художественная лаборатория в составе Н. Г. Александровой, В. О. Перцова и И. В. Соколова, которая должна была произвести практическую научно-изыскательную работу по вопросу взаимоотношения ритмического воспитания и научной организации труда.
Лаборатория прежде всего приступила к разрешению чрезвычайно важной проблемы художественно-профессионального подбора учащих
ся в конкретной педагогической обстановке. В начале учебного года на приемных испытаниях были произведены опыты по профессиональному подбору в искусстве с применением методов психо-технического определения пригодности к профессии. Испытуемые на приемных экзаменах принимались по специально разработанной экзаменационной анкете на основании точного уста
новления необходимых для профессии педагогаритмиста качеств и способностей и балльной системе их оценки. В результате в виде диаграмм было точно установлено какими каче
ствами обладают принятые и непринятые из числа экзаменовавшихся и кроме того была установлена внутренняя связь между способностя
ми, необходимыми для профессии педагога-ритмиста, и была выражена в корреляционной зависимости между чувствами ритмичности, музыкальности и слуха. Наблюдение над взаимоотношением тех же свойств у той же группы учащихся по прошествии известного периода обу
чения дадут возможность учесть характерное влияние системы Далькроза на развитие способностей.
Затем в лаборатории приступили к, практическому сближению движений, слагающих в совокупности систему ритмического воспитания, с трудовыми движениями в производственном процессе, поскольку современная эпоха диктует воспитание тейлоризированного жеста в труде и в искусстве. При разработке моделей тэйлоризированиых трудовых жестов был произведен в лаборатории по изучению трудовых движений проф. Н. П. Тихонова целый ряд фото-съемок линий ритмизированных движений при помощи
И. С.
метода циклограмм для определения значения ритмического воспитания в деле обучения под
растающего поколения рационализированным профессиональным приемам труда (при помощи лампочки, прикрепленной к движущейся конеч
ности человека и фиксирующей в темноте на фото-пластинке световую линию движения). Несколько ритмически подготовленным и ритми
чески неподготовленным лицам давалось одно и
то же задание совершить экономное мускульное движение одной или двумя руками под музыку и без музыки. Оказалось, что ритмизированные лица в отличие от неритмизированных точно выполняли все задания, обнаруживая большое качество рационализации мускульных движений. Кроме того, было приступлено к экспериментальному изучению влияния быстрых и медленных темпов на экономию и автоматизм движения и влияния ритмизации трудовых процессов на увеличение производительности тру
да (опыты с автоматизацией движений при штемпелевании конвертов). Сложные опыты по установлению значения ритмической подготовленности для рационализации трудовых движе
ний, состоящие в определении и в сравнении квалификации жестов при работе ритмически подготовленных и неподготовленных лиц у ма
шины на заводе, не удавалось осуществить из-за отсутствия каких-либо материальных средств. Конечно, успешности многих опытов мешало отсутствие собственной лаборатории хроно-циклографирования, хотя все время пред
принимались шаги к организации собственной лаборатории. Но все-таки проблема ритма, как фактора интенсивности труда, наконец-то была нами поставлена экспериментально и практически.
Затем было приступлено к практическому изучению методов ритмизации трудовых движе
ний непосредственно на заводе. При изучении типов и нормалей трудовых движений была произведена специальная запись ритма движений при различных производственных операциях в автоматной мастерской на заводе «Электросила № 5». В соответствии с ритмом трудо
вых движений, разложенных на приемы, был найден музыкальный ритм, строго параллель
ный производственному процессу. В результате, считая воспроизведение трудового жеста одним из главных методов внесения трудовых процессов в систему ритмической гимнастики Далькроза, учащиеся на уроках ритмики воспроизво
дили записанные на заводе трудовые движения (все воспроизведения трудового жеста были зафиксированы на циклограммах).
Все произведенные в лаборатории и на заводе опыты по практическому изучению методов ритмизации трудовых Движений показали большое педагогическое значение ритмического воспитания для рационализации трудовых движений.
Эти опыты представляют чрезвычайно интересный материал для индустриализации ритмической гимнастики Далькроза.