В капиталистических условиях производства и распределения — рынок являлся посредником.
Ориентируясь на потребителя и органически участвуя в самом производстве — художник ста
новится посредником. Вот его первое и главное место в производстве переходного времени.
После доклада выступали: т. т. Ильин, Храковский, Штернберг, Брик, Степанова, Родченко и Ган.
По существу доклада почти не говорили, так как тема его крайне теоретична и пока что достаточно абстрактна.
Всех интересовал больше тот кризис, который несомненно переживает искусство вообще.
Конструктивисты настаивали на разделении левых группировок, они считают, что целый ряд имен, с которыми связывают левое искусство— профанируют последнее.
Необходимо объявить «непримиримую войну искусству вообще» и только тогда станет яс
ным, кто является мастером «левых шалостей», а кто действительно левым художником, потому что только последний, преодолев в практике искусство, перешел к практическому делу художественного труда.
Главное расхождение между уновисцами и конструктивистами заключается в том, что пер
вые протестуют против предметности даже в сооружениях, тогда как конструктивисты настаивают на «коммунистическом выражении материальных сооружений».
Организационно Уновис сохраняет себя приблизительно в том же состоянии, как и в 1920 году. Имеются группы в Петрограде, Смолен
ске, Саратове, Самаре и Перми. Московская группа распалась.
Ц. К. Уновис’а выпустил книгу К. Малевича «Бог еще не сброшен» и готовит к печати его же «Идея Живописи».
IV. В первой рабочей группе конструктивистов.
В конце апреля истек срок персональным работам конструктивистов.
Группа снова приступает к заседаниям, на которых будет рассмотрено все сделанное отдельными ее членами.
Если работы удовлетворят пленум группы, то, вероятно, конструктивисты в мае продемонстрируют часть своих работ.
Большую выставку группа организует
осенью.
III. Уновисцы.
По последним сведениям из Витебска Уновисцы ведут упорную работу по выработке супрематического материала (форм), а также выясняют вопросы планировки по системе супрематизма.
Кроме того, эту зиму отдельные секции и научный совет под председательством К. Малевича занимались разбором программы «Рабочей группы конструктивистов».
Уновисцы собираются переслать конструктивистам свое заключение по программе.
К концу мая кн-во «Звенья» выпустит первую книгу А. М. Гана — «Конструктивизм».
Конструктивист Родченко сдал в печать свою брошюру о линии.
И. М.


Опыты в институте ритма.


В сентябре 1921 года при Государственном Институте Ритмического Воспитания была об
разована научно-художественная лаборатория в составе Н. Г. Александровой, В. О. Перцова и И. В. Соколова, которая должна была произвести практическую научно-изыскательную работу по вопросу взаимоотношения ритмического воспитания и научной организации труда.
Лаборатория прежде всего приступила к разрешению чрезвычайно важной проблемы художественно-профессионального подбора учащих
ся в конкретной педагогической обстановке. В начале учебного года на приемных испытаниях были произведены опыты по профессиональному подбору в искусстве с применением методов психо-технического определения пригодности к профессии. Испытуемые на приемных экзаменах принимались по специально разработанной экзаменационной анкете на основании точного уста
новления необходимых для профессии педагогаритмиста качеств и способностей и балльной системе их оценки. В результате в виде диаграмм было точно установлено какими каче
ствами обладают принятые и непринятые из числа экзаменовавшихся и кроме того была установлена внутренняя связь между способностя
ми, необходимыми для профессии педагога-ритмиста, и была выражена в корреляционной зависимости между чувствами ритмичности, музыкальности и слуха. Наблюдение над взаимоотношением тех же свойств у той же группы учащихся по прошествии известного периода обу
чения дадут возможность учесть характерное влияние системы Далькроза на развитие способностей.
Затем в лаборатории приступили к, практическому сближению движений, слагающих в совокупности систему ритмического воспитания, с трудовыми движениями в производственном процессе, поскольку современная эпоха диктует воспитание тейлоризированного жеста в труде и в искусстве. При разработке моделей тэйлоризированиых трудовых жестов был произведен в лаборатории по изучению трудовых движений проф. Н. П. Тихонова целый ряд фото-съемок линий ритмизированных движений при помощи
И. С.
метода циклограмм для определения значения ритмического воспитания в деле обучения под
растающего поколения рационализированным профессиональным приемам труда (при помощи лампочки, прикрепленной к движущейся конеч
ности человека и фиксирующей в темноте на фото-пластинке световую линию движения). Несколько ритмически подготовленным и ритми
чески неподготовленным лицам давалось одно и
то же задание совершить экономное мускульное движение одной или двумя руками под музыку и без музыки. Оказалось, что ритмизированные лица в отличие от неритмизированных точно выполняли все задания, обнаруживая большое качество рационализации мускульных движений. Кроме того, было приступлено к экспериментальному изучению влияния быстрых и медленных темпов на экономию и автоматизм движения и влияния ритмизации трудовых процессов на увеличение производительности тру
да (опыты с автоматизацией движений при штемпелевании конвертов). Сложные опыты по установлению значения ритмической подготовленности для рационализации трудовых движе
ний, состоящие в определении и в сравнении квалификации жестов при работе ритмически подготовленных и неподготовленных лиц у ма
шины на заводе, не удавалось осуществить из-за отсутствия каких-либо материальных средств. Конечно, успешности многих опытов мешало отсутствие собственной лаборатории хроно-циклографирования, хотя все время пред
принимались шаги к организации собственной лаборатории. Но все-таки проблема ритма, как фактора интенсивности труда, наконец-то была нами поставлена экспериментально и практически.
Затем было приступлено к практическому изучению методов ритмизации трудовых движе
ний непосредственно на заводе. При изучении типов и нормалей трудовых движений была произведена специальная запись ритма движений при различных производственных операциях в автоматной мастерской на заводе «Электросила № 5». В соответствии с ритмом трудо
вых движений, разложенных на приемы, был найден музыкальный ритм, строго параллель
ный производственному процессу. В результате, считая воспроизведение трудового жеста одним из главных методов внесения трудовых процессов в систему ритмической гимнастики Далькроза, учащиеся на уроках ритмики воспроизво
дили записанные на заводе трудовые движения (все воспроизведения трудового жеста были зафиксированы на циклограммах).
Все произведенные в лаборатории и на заводе опыты по практическому изучению методов ритмизации трудовых Движений показали большое педагогическое значение ритмического воспитания для рационализации трудовых движений.
Эти опыты представляют чрезвычайно интересный материал для индустриализации ритмической гимнастики Далькроза.