СОДЕРЖАНИЕ: „Искусство в агитации А Скачко. — „Пропаганда искусством Е. Херсонской. — О пролеткульте: „Ошибки молодости В. Тихоновича; „Об ошибках старости В. Плетнева. — „Еще раз о форме и содержании Оскара Блюма. — „На путях музыки Л. Сабанеева — „Рабочая революция и искусство А. Луначарского. — Маркс и Энгельс о драме. Б. - На Западе: Политическая каррикатура во Франции. А. Лежнева—„О книге Мазрееля Эф. Гур. — „Западная хроника . — „Тейлоризм в театре. Ипполита Соколова. — „На стыке искусства с производством. В. Перцова. — „Художники и производство И. М — По художественным выставкам. - Конец Пикассо. — Онегин у Станиславского — „Из впечатлений режиссера . Ю. Соболева. — Книга. —
Библиография. — Художеств. летопись.

Искусство в агитации.

Взаимоотношение искусства и агитации — вот вопрос, который казалось сле
довало бы разрешить еще в самом начале революции и который между тем не раз
решен еще и до сих пор. Что он не раз
решен видно уже из того, что в Главполитпросвете существуют отделы — художественный, который должен вести агитацию при помощи искусства, и агитационный, долженствующий вести агита
цию «без художеств». Из этого ясно, что
над вопросом об отношении искусства и агитации много не думали, иначе не бы
ло бы разделения между художественной агитацией и «просто агитацией».
В самом деле допустимо ли такое разделение?
Что такое искусство? (в том разрезе, который интересует нас при разбираемом вопросе).
Искусство есть выражение идей в образах (живописных, музыкальных, словесных и т. п.), воспринимаемых не ра
зумом, но чувствами, запечатлевающимися не в сознательном «я», но в подсознательном.
Для марксистов является непреложной истиной, что в мире никогда не суще
ствовало «чистого» искусства, что всякое произведение искусства, сознательно или бессознательно, всегда выражало известную классовую идеологию. Влияя на подсознательное и даже без намерения заражая своей идеологией, искусство всегда являлось агитацией.
Все в искусстве, начиная от народных песен и сказок, от египетских пирамид и «каменных баб» — все является агитацией. По удачному выражению Луначарского «даже Кельнский и Реймский со
боры есть мощная агитация в пользу церковных идей». Следовательно, неагитационного искусства — не существует. Всякое искусство есть агитация.
Теперь, с другой стороны, — что такое агитация? Точный перевод слова agitation — возбуждение.
Агитировать, значит возбуждать. Что возбуждать? Мысли? Нет, чувства! Возбуждать симпатии, антипатии, гнев, не
нависть, чувство протеста, возмущения, бунта, возбуждать порыв, стремление к известной цели. Распространять и вне
дрять известные мысли в сознание — это задачи пропаганды. Задачи агитации — влиять на чувство и вы
зывать к немедленному действию.
Агитация неизбежно должна предшествовать пропаганде, это плуг, взрываю
щий ноле, на котором после вспашки, пропаганда засеет свои семена. Без вспашки семена не будут восприняты почвой и не дадут ростков.
Как бы ни была хорошо поставлена пропаганда, она не даст толчка к действию. Великолепно постигший всю систему марксизма человек, может спокойно «лежать на марксистской платформе».
Для того, чтобы не лежал, а стоял, шел и боролся, необходимо не только оформить его сознание, но еще необхо
димо и революционизировать его дух, зажечь его чувство.
Что же может влиять на чувство. Логика? Убеждение? Нет, только искус
ство! Ибо искусство и есть выражение мыслей, воспринимаемое подсознатель
ным и влияющее на чувство. Поэтому
агитация не может быть ни
чеминым, как искусством. Вне искусства агитация немыслима.
Агитация даже в самых простейших своих формах, в виде митинговой речи или агитационной брошюры, действитель
на только тогда, когда она поднимается до высоты искусства.
Только та речь и та брошюра может иметь действительно агитационное значе
ние, которая может влиять на чувство. И на чувство могут повлиять только те речи и те брошюры, которые полны художественных образов и вдохновения
(подъема, экстаза, эманации убежденности).
Кроме того, логическое мышление вовсе не является присущим всем людям. Оно присуще только людям уже находящимся на известной ступени умственного развития.
Дети и народные массы, находящиеся на низшей ступени умственного разви
тия, мыслят не логическими понятиями, но образами. Самая совершенная, самая законченная логика бессильна над детьми и народными массами, она ими не воспринимается.
Путем логики нет подхода к психике народных масс, к ней возможен подход только путем образов, влияющих на воображение и чувство.
Отсюда выводы. Воображать, что может существовать какая-то «просто аги
тация», помимо агитации искусством и разделять агитацию на художественную и нехудожественную — совершенно неосновательно.
Нет искусства без агитации!
Нет агитации без искусства!
Искусство и агитация друг от друга неотделимы.
Пропаганда же не может иметь успеха, без предварительной подготовки почвы для нее художественной агитацией.
Организации, раньше нас развертывающие широкую и мощную агитацию и пропаганду, всегда базировались на этих положениях.
Например, церковь в этом отношении, дает нам классические, блестящие примеры. Богослужение в храме разве не
является великолепнейшим образчиком сочетания всех видов искусства на служ
бе у агитации, подготовляющей почву для пропаганды? И разве после всех видов художественного воздействия (театрального, музыкального, живописного и литературного), которым подвергается чело