но подойти к вопросу о творческих путях Пролеткульта.
О сроках развития исторических форм марксисты вообще не гадают, а о путях они рассуждают, оценивая состояние производительных сил в данный историче
ский момент и соотношение классовых сил на этой основе слагающихся, выводя отсюда историческую тенденцию развития классового общества, протекающе
го в непрерывно изменяющихся формах классовой борьбы.
«Когда производительные силы (данного общества) перерастают производственные отношения, происходит взрыв, в результате которого производственные от
ношения видоизменяются по линии их более полного соответствия производи
тельным силам». Великой Российской Ре
волюцией эта формула была расширена до пределов мирового масштаба и до не
избежного несоответствия формирования производственных отношений, высших иногда, состоянию производительных сил.
Что отсюда следует?
Только одно, что для всякой революции необходимы соответствующие предпосылки.
Поэтому ссылка на «темп», на «геологию» как основа серьезного критического анализа не выдерживает критики.
Что констатирует т. Тихонович, исходя из своих основ?
Первое: У театра Пролеткульта нет лица, нет «направления».
«Есть теория и методология пролетарского театра? Нет», отвечает он.
Ну, конечно, нет, несмотря на «геологический» период, отвечаем мы. Почему же?
Тов. Тихонович дает ответ: не нужно было открывать театра, ставить старых форм постановки. «Начать нужно было,
так сказать, с высшей школы. Точнее, с создания хотя бы основных начал марксистской, пролетарской эстетики, применительно к театру».
«Конечно, это была бы минимальная эстетика», оговаривается т. Тихонович, но все же лучше чем ничего.
Вопрос т. Тихоновичу и всем работникам, знатокам театра. Можно ли создать хотя бы и «минимальную» эстетику театра по книжке, дискуссии, конференции, без опыта практического театра?
Как создалось направление Малого театра? Спросите А. И. Южина много ли он дискуссировал, когда создавался Малый театр? Думаю, что минимально. А если и дискуссировали, то около пьес Островского, около практики и в ней.
Как создался Художественный театр? 2-мя сотнями репетиций «Царя Федораи иных пьес и дискуссиями о них, а со
здалась ли зафиксированная, четкая исчерпывающая хотя бы минимальная эстетика? Создалась, если хотите, но ка
кая? Эстетика исканий, все-таки хотя бы в узком ограниченном идеологиче
ски, а потому бесплодном, круге художественников.
«Пусть год бы ушел на дискуссии, семинарии, конференции», говорит т. Тихонович.
А вспомните-ка, сколько было съедено бутербродов на знаменитых дискуссиях в «Элите», «Красном Петухе», «Доме Пе
чати». А результаты? Кроме сотрясения воздуха ничего. А «Федра» дает — Камер
ный в обнимку с Малым. Форрегер дает «Мистерия Буфф», «Принцесса Турандот» — также.
И здесь мы видим, что «Федра» путь не вперед, «Мистерия Буфф», конструктивно солидная, все же только револю
ционная поденка, «Турандот» — красивая мастерская картина, рожденная от брака Художественного и Камерного театра под эгидой Нэпа (материальная упрощенность). Всем этим слагается эстетика отрицания, эстетика падения, а на «Мистерии Буфф» мы кое-чему научились положительному. И только из новых опы
тов старого театра в данный момент мы можем, имеем право утверждать сугубо уверенно неизбежность и близость его гибели.
Есть дискуссия и дискуссия.
Дискуссия о слове и дискуссия о факте.
Два видных профессора дискуссировали всю жизнь во всеоружии филоло
гии о том, как произносить Герман Зудерман или Герман Зудерман. Следует ли повторять их почтенный труд? Полагаю, что нет. Гораздо лучше заняться «пробами» и хотя бы «увлечениями театром».
И исходя из опыта, неудачного хорошо, хотя бы частичного удачного еще лучше, итти в дискуссию. Иначе говоря в творческом процессе искать новых содержаний и форм.
Было бы дико дискуссировать о карточной системе, а опытно не вводить ее.
Тов. Тихонович забыл одно очень важное обстоятельство, а именно: пролетариату нужно было учиться проходить иногда зады и, не ужасайтесь, азы иногда
буржуазные, и здесь мы прошли многое, у нас есть большая школа. Мы в ней многому научились.
Этого не видно — скажут нам. Подождите — увидите. Уже тот факт, что у нас есть ценные коллективы, а ведь они создались именно в этот «геологическийпериод, ведь это одно есть уже, если хо
тите, живая идеология и за ней и в ее руках будущие победы.
С этой силой можно творить, что мы и делаем. Н. Э. П. подставляет нам нож
ку, пусть т. Тихонович положит себе ру
ку на шею и ощутит мозоли от жесткой руки Н. Э. П. на ней. То же и у нас. Потому и «геология». И в жестокой борьбе с мелкобуржуазной стихией приходится творить, это делает процесс наше
го творчества еще более «геологическим». Но из этого следует только одно.
Нужно учесть объективно слагающееся соотношение классовых сил, учесть их влияние, организовать сопротивление противодействующим силам, и не только

Опытно - героический театр.

„Э д и п“.

Терезий — Четвериков.
в слове, но и в деле воплощать все это. Трудная работа. И по разработке мето
дов и по практике их проверки, и без опыта, без практики театра здесь ничего не сделаешь.
Опыт практический на основах критического отношения к старому, опыт отбрасывающий отрицательное в достижениях и устанавливающий в них некий положительный базис, нарастающий с ка
ждым шагом, — вот путь строительства пролетарского театра.
Дальше, — говорит т. Тихонович, — нужно было воспитывать не исполните
лей работников пролетарского театра, а предварительно «воспитать, так сказать, классовое театральное сознание» — и не только исполнителей, а и публики.
Что бы сказал им т. Тихонович? С марксистским анализом повествовал бы: ста
рый театр никуда не годен, его не нужно смотреть, он разлагает психику, пролетарский театр должен воспитывать но
вую психику, психику революции, дать новую форму и т. д. и т. д.
Что бы ответила ему аудитория?
Покажи нам этот новый театр. Сделай его, ошибись, но покажи. Ибо театр есть прежде всего действие воспринимаемое слухом, зрением и никаким словом его не заменить.
И воспитывать классовое театральное сознание можно только строя театр, как
таковой, пусть несовершенный, пусть с ошибками, но фактически существующий.
Но, конечно, не почивать на лаврах