У многихъ добросердечныхъ людей можетъ явиться мысль: „Бѣдняжки! почему не пошлютъ къ нимъ миссіонеровъ обратить ихъ въ христіанство и цивилизо
вать? Почему не берутъ ихъ изъ такого ужаснаго мѣста въ болѣе благопріятную область? Имъ я отвѣчу: „Боже сохрани, ни того, ни другого . Когда я подумаю о смѣшанной расѣ южной Гренландіи, которая, по
добно большинству помѣсей человѣческихъ расъ, не смотря на отеческую заботу датскаго правительства, ниже по качествамъ обѣихъ родительскихъ, когда я вспомню жалкихъ существъ западнаго берега Баффи
нова залива, зараженныхъ болѣзнями, ромомъ, табакомъ, сношеніями съ китоловами, и сравню ихъ съ
моимъ неиспорченнымъ, чистокровнымъ, вѣрнымъ маленькимъ племенемъ, я говорю: „Если бы Богъ далъ, чтобы цивилизація не пришла къ нимъ . Единствен
но, что я дѣлалъ въ прошломъ и буду продолжать дѣлать въ будущемъ, это — помочь имъ въ борьбѣ за существованіе, улуч
шить ихъ жилища съ помощью лучшаго оружія, утвари и дерева,
обучить ихъ немногимъ основнымъ гигіеническимъ принципамъ и прибавить два предмета циви
лизованной пищи: кофе и сухари—союзниковъ для изгнанія демоновъ голода и холода.
Сидя за этой рукописью, я вижу ихъ уже подъ тѣнью большой ночи въ маленькихъ каменныхъ игло, поставленныхъ на берегу замерзшаго моря, при слабомъ свѣтѣ лампъ, мерцающихъ въ дикомъ холодѣ и темнотѣ изъ дверей и оконъ. И много знакомыхъ лицъ возстаетъ въ моей памяти.
Старый Комонапикъ съ своимъ бронзовымъ безстрашнымъ лицомъ, заботливый и вполнѣ благонадеж
ный— мой рулевой и гарпунщикъ; Нукта—мой вѣрный охотникъ и погонщикъ собакъ; веселый мальчикъ Ападоръ; красивый Сипсу; Мерктошаръ—одноглазый охотникъ на медвѣдей изъ Нетіулюми, знаменитый по сво