средств всякому развитию, а с другой — и не настолько богата, чтобы стать для ее обитателей раем или страною с кисельными берегами и молоч
ными реками. Европа и Средиземноморские страны постоянно вынуждали своих ззселышков к ревностному труду. Вместе с тем, эти страны были достаточно плодородны, чтобы питать постоянно растущее население. С увеличением плотности населения росла и борьба за существование. Она пришпоривала как отдельных лиц, так и все население к хозяйственной, общественной и политической организации. Она вызвала разделение труда и положила основу тому постоян
ству общих жизненных отношений, которое, но
крайней мере, с ранней исторической эпохи стало характерным для этой части древнего мира.
И вот, с появлением письменности, начинается подъем культуры. Что узнавал один, то переда
вал он соседу. Успехи одного народа усваивались другим. Достижения одного поколения унаследовали сь потомством, и то, что старательно собира
лось одними, увеличивалось последующими поколениями, добавлявшими к нему свои достижения.
С малокультурными народами (дикарями) судьба обошлась несравненно суровее. Ко
нечно, и они обладают преданием, но последнее у них очень недолговечно. Дикари тоже делают куль
турные открытия, но они у них нередко теряются. Все народы Африки, Америки, Австралии и Океании достигли в течение человеческой истории известного культурного уровня, но как труден и полон лишений был для них этот путь, смог
ший притом лишь в отдельных случаях и в немногих отношениях возвысить эти народы над низинами дикости.
Среди причин этой отсталости можно прежде
всего предположить меньшую духовную одарен