ность. Она могла играть роль,—однако расстояние, отделяющее их в этой области от белой расы,
едва ли велико. Несомненно громадное влияние условий природы, окружающей среды. Часть перво
бытных народов живет на полярной окрайне эйкумены (обитаемой земли), другая — в тропиче
ском или среднем поясе. Их местожительства— крайне холодные или крайне жаркие страны, степи и пустыни, изолированные острова, недоступные девственные леса и горы. Земледелие — основа всякого более культурного развития —возможно там только в исключительных случаях; лишь немногие народы вышли за пределы простого соби
рания предметов питания, рыболовства и охоты. Все это обусловливает разбросанность и незначительность поселков и зависимость от природы, ко
торая, при исчезновении ‘хотя бы одного из жизненных факторов, например, при наступлении падежа дичи или при засухе, может привести к катастрофе. Редкость населения обусловливает отсутствие всякого побуждения к деятельности, всякого разделения труда, — даже всякой постоян
ной работы. Организованная работа вместе с ближними делается невозможной, и новые семена культуры не разносятся вширь, не накопляются
для будущего. Каждое поколение живет само по себе и обслуживает только себя, и каждое новое поколение вынуждено начинать с того же, с чего начинало предшествовавшее.
Таким образом широкая расселина разделяет человечество на две части: обладание письменностью, собирание духовных сокровищ, накопление культурных благ на одной, стороне, и без
надежное пребывание в бесписьменной, беспросветной тьме — на другой. Но не станем трево
житься: расселина выклинивается. Нам может казаться, что мы издревле «книжный народ», как
едва ли велико. Несомненно громадное влияние условий природы, окружающей среды. Часть перво
бытных народов живет на полярной окрайне эйкумены (обитаемой земли), другая — в тропиче
ском или среднем поясе. Их местожительства— крайне холодные или крайне жаркие страны, степи и пустыни, изолированные острова, недоступные девственные леса и горы. Земледелие — основа всякого более культурного развития —возможно там только в исключительных случаях; лишь немногие народы вышли за пределы простого соби
рания предметов питания, рыболовства и охоты. Все это обусловливает разбросанность и незначительность поселков и зависимость от природы, ко
торая, при исчезновении ‘хотя бы одного из жизненных факторов, например, при наступлении падежа дичи или при засухе, может привести к катастрофе. Редкость населения обусловливает отсутствие всякого побуждения к деятельности, всякого разделения труда, — даже всякой постоян
ной работы. Организованная работа вместе с ближними делается невозможной, и новые семена культуры не разносятся вширь, не накопляются
для будущего. Каждое поколение живет само по себе и обслуживает только себя, и каждое новое поколение вынуждено начинать с того же, с чего начинало предшествовавшее.
Таким образом широкая расселина разделяет человечество на две части: обладание письменностью, собирание духовных сокровищ, накопление культурных благ на одной, стороне, и без
надежное пребывание в бесписьменной, беспросветной тьме — на другой. Но не станем трево
житься: расселина выклинивается. Нам может казаться, что мы издревле «книжный народ», как