ность. Она могла играть роль,—однако расстояние, отделяющее их в этой области от белой расы,
едва ли велико. Несомненно громадное влияние условий природы, окружающей среды. Часть перво
бытных народов живет на полярной окрайне эйкумены (обитаемой земли), другая — в тропиче
ском или среднем поясе. Их местожительства— крайне холодные или крайне жаркие страны, степи и пустыни, изолированные острова, недоступные девственные леса и горы. Земледелие — основа всякого более культурного развития —возможно там только в исключительных случаях; лишь немногие народы вышли за пределы простого соби
рания предметов питания, рыболовства и охоты. Все это обусловливает разбросанность и незначительность поселков и зависимость от природы, ко
торая, при исчезновении ‘хотя бы одного из жизненных факторов, например, при наступлении падежа дичи или при засухе, может привести к катастрофе. Редкость населения обусловливает отсутствие всякого побуждения к деятельности, всякого разделения труда, — даже всякой постоян
ной работы. Организованная работа вместе с ближними делается невозможной, и новые семена культуры не разносятся вширь, не накопляются
для будущего. Каждое поколение живет само по себе и обслуживает только себя, и каждое новое поколение вынуждено начинать с того же, с чего начинало предшествовавшее.
Таким образом широкая расселина разделяет человечество на две части: обладание письменностью, собирание духовных сокровищ, накопление культурных благ на одной, стороне, и без
надежное пребывание в бесписьменной, беспросветной тьме — на другой. Но не станем трево
житься: расселина выклинивается. Нам может казаться, что мы издревле «книжный народ», как