другая привычка,—разуметь иод понятием письма лишь звуковое, или буквенное, письмо. Мы забываем при этом часто и про образное письмо, хотя это широко распространенное в человечестве искусство является в действительности лишь одной из многочисленных попыток передали сообще
ний, — попыток, испробованных человеком в его стремлении к взаимному общению и проведенных им с большою настойчивостью.
В нашем письме написанное слово составляется из знаков, каждый из которых соответствует только одному звуку. «Виноград»—в, и, н, о, г, р, а, д. В качестве ребуса то же самое слово можно было бы передать посредством изображений на
полненной бутылки (вино) и города (град). В этом случае «пишутся», следе вательно, не отдельные звуки, а целые слоги или даже слова. Слово «стена» может быть передано изображением самой стены. Ребус таким образом является письмом, в котором наименования изображенных предметов заступают место одинаковых или сходно звуча
щих слов или их частей. В то же время это — образное письмо, в котором знаки для обозна
чения слов или слогов мало выработаны или еще
совершенно не отделаны, так что предмет остается понятным еще для каждого. В имевшем или имеющем более серьезное применение образном письме, например, письме китайцев, древних египтян, вавилонян, хеттитов, мексиканцев и майя, равно как и в обладающем меньшим значением и распрсстранением письме некоторых малокультург ых народе в, дело обстсит иначе. Здесь эти знаки, находясь в постоянном пользовании, под
вергаются ташй отделке и шлифовке, что их первоначальный смысл может быть отгадан часто лишь с трудсм. В ьаппх буквах, наконец, „эта шлифовка проведена еще дальше, так что они