ріобрѣтя Приморскую область, Камчатку и Сахалинъ, мы до крайнихъ предѣловъ увеличили протяженіе нашихъ сухопутныхъ и морскихъ гра
ницъ, при чемъ, кромѣ Владивостока, не имѣли ни одного опорнаго пункта. Такое положеніе вещей становилось опаснымъ, тѣмъ болѣе, что Японія быстро стала развиваться и усиливаться, про
являя энергичную деятельность. Тогда мы приступили къ мѣрамъ по обезпеченію нашего положенія на Дальнемъ Востокѣ. Нача
лась ускоренная постройка великаго сплошного сибирскаго желѣзнодорожнаго пути и усиленіе нашихъ морскихъ сообщеній путемъ развитія дѣятельности Добровольнаго Флота, и мы могли наконецъ съ большимъ спокойствіемъ взирать на наше отдален
ное и непомѣрно растянутое положеніе въ надеждѣ, что улучшеніе сообщеній въ значительной мѣрѣ поможетъ дѣлу. Желѣзная дорога должен
ствовала поднять и обогатить нашъ, отъ природы, богатѣйшій край, она обезпечивала приливъ туда труда и капитала, облегчала весьма важный для насъ вопросъ заселенія его и способствовала скорѣйшему развертыванію нашихъ вооруженныхъ силъ. Кромѣ того, съ окончаніемъ этой дороги мы получали громадный міровой транзитный путь, долженствовавшій принести въ будущемъ неисчислимыя выгоды.
Мы видѣли такимъ образомъ конецъ нашей слабости на Дальнемъ Востокѣ, жизнь на которомъ съ этого времени пошла впередъ быстрыми шагами.
Въ 1896 году постройка дороги дошла до Стрѣтенска съ одной стороны и отъ Владивостока до Хабаровска съ другой. Намъ оставалось сдѣлать только послѣдній
шагъ — докончить постройку дороги между вышеназванными пунктами, и такимъ образомъ мы имѣли бы уже въ 1901 году, а можетъ быть и раньше, сплошной желѣзный путь, цѣликомъ проходящій по нашимъ предѣламъ. Побѣдоносная для японцевъ китайская война еще болѣе увеличила опасность нашего положенія на Амурѣ, что должно было бы заставить насъ усилить до крайняго напряженія нашу дѣятельность въ прежнемъ направленіи, принявъ экстраординарныя мѣры къ ускоренію постройки пути и къ быстрому и болѣе широкому развитію нашихъ воору
женныхъ силъ. Мы сдѣлали иное. Несмотря на помянутую слабость нашу, мы рѣшились выдвинуть свою оборону впередъ, въ Манджурію и Портъ-Артуръ. На
сколько вѣрно было такое рѣшеніе, существуютъ различные взгляды, но много есть основаній предполагать, что однимъ изъ послѣдствій такого рѣшенія было осложненіе нашего положенія и ускореніе, если даже не созданіе, той обстановки, которая привела насъ къ такой печальной кровавой развязкѣ. Мы рѣшили остановить постройку дороги по лѣвому берегу Амура и повели ея черезъ Манджурію, чѣмъ