веческих переживаний от высшей радости до глубочайшего отчаяния, который мог быть и героем, и рабом своего же я.
Александр любил эти работы Лисиппа: он в них узнавал себя, не только те частицы своей личности, которые могли передать другие...
Большой славой пользовались портреты Александра, не только Лисиппа, но и Леохара и других мастеров. Искусство нашло новый идеал, новый объект изу
чения. Причина ясна сама собою. Эта личность воплощала собою всю трагедию эпохи, все страдания отживающего свой век эллинства; она была, однако, пре
исполнена также непосредственной творческой силы и тем самым могла быть обоготворяемым идеалом, твердой опорой веры в будущее; она распространяла вокруг себя ту атмосферу великого пафоса, которой дышала вся последующая эпоха. Она была и прошлым, и настоящим, и будущим.
Борьба Запада с Востоком пришла к концу и закончилась объединением этих двух противоположных мировоззрений. Александр был эллином по образова
нию и надевал тиару персидского царя. Эллин-человек и царь-бог Востока. На изображении личности Александра последние эллинские художники старого мира испытывали свои силы. В этих попытках мы видим последние усилия эллинского индивидуального творчества. Личность Александра установила новый стиль; она создала то единое русло обще-эллинистического искусства, в которое влились все отдельные, индивидуальные течения эллинства. В барочном пафосе нового стиля индивидуум отступал на задний план, являясь не столько великим творческим худож
ником, сколько более или менее хорошим мастером на службе у единого великого нового стиля, суть которого продиктована элементом, лежащим вне чисто-худо
жественной сферы. В „общем стиле эллинизма лежит тот восточный элемент, ко торый и в формальном отношении одержал верх через много веков в византийском искусстве. В великом пафосе Александра, в созданном им новом мире растворился эллинский индивидуализм.
О. Вальдгауер.
ПРИМЕЧАНИЕ.
Вопросы иконографии Александра впервые были разобраны научно Коерр: Über das Bildnis Alexanders des Grossen (52. Berliner Winekelmannsprogramm) Berlin, 1892. Наиболее полное собрание материала дал Ujfalvy: Le type physique d’Ale
xandre le Grand. Paris, 1902. Художественно-исторической критике эти вопросы были подвергнуты в книге Waldhauer: Über einige Porträts Alexanders des Grossen. München, 1903. Весь материал сопоставлен Schreiber: Studien über das Bildnis Ale
xanders des Grossen. Leipzig. 1903. и Bernoulli, Die erhaltenen Darstellungen Alexanders des Grossen. München, 1905, которому возражали Hauser в Berliner philologische Wo
chenschrift 1905 и О. Ф. Вальдгауер в Зап. Арх. Общества 1908. В этих исследованиях дана дальнейшая специальная литература. См. также хорошо иллюстрированную монографию Коерр: Alexander der Grosse (Monographieen zur Weltgeschichte IX) 1899.