ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА.

(Музыкальные сюжеты на картинах Эрмитажа).

Л

ЮБИТЕЛИ живописи знают, как часто на картинах прошлых веков, особенно у художников XV и XVI столетий, встречаются изображения музыкальных сцен и музыкальных инструментов. Хоры ангелов воспе
вают гимны Богородице, небесные оркестры сопровождают это пение игрой на различных инструментах. Линии и краски, каким-то волшебством, пере
ходят в мелодии и гармонии, в живописную сущность вторгается музыкальный элемент, стираются грани между двумя художественными мирами и широкое при
менение живописцами музыкальных атрибутов воочию свидетельствует на этих картинах о духовном родстве художников кисти и звуков. Современный исследо
ватель может на основании таких иконографических материалов восстановить картину музыкального быта далеких столетий и создать себе представление, каков был музыкально-исполнительский состав давнопрошедших веков. Дело в том, что есть большие эпохи в истории, о музыкальном быте которых мы имеем сведения только из косвенных источников, литературных описаний, картин, так как памятников музыкального творчества, нотных записей до нас совершенно не дошло. Но по средневековым миниатюрам и картинам Возрождения, богатым подробностями музыкального характера, можно было бы написать чрезвычайно интересный этюд о том, как развивались музыкальные инструменты, каким
образом объединялись они в различные ансамбли, какую роль музыка играла в домашней и общественной жизни прошедших времен.
Свирель и кифара—национальные инструменты древних греков—часто встречаются на их скульптурных изображениях и в вазописи. Аполлон Мусагет изобра
жался с кифарой в руках, а на греческих вазах мы встречаем даже изображение целых музыкальных сцен, свидетельствующих о том, в каком почете находилась музыка, и как много внимания уделялось ей в деле воспитания юношества. Раннее средневековье на музыку смотрело иначе. Музыка признавалась греховной игрой, порождением злой стихии. Но вместе с тем церковь очень рано поняла, какое могу
щественное средство религиозной пропаганды искусство звуков. Против народной
песни, светской музыки велся ожесточенный поход, но в церковной службе она начинает принимать все большее и большее участие. Размеренное церковное пение первого тысячелетия христианской эры, подобно мозаикам, покрывавшим стены храма, отличалось отсутствием всякой чувственной красоты, способной пленить слух.