относительно которой трудно решить, поет ли она сама или является только слушательницей. Картина написана около 1500 года и служит доказательством
того, что ансамбли струнных и клавишных инструментов не были тогда вдиковинку. Джорджоне был вообще одним из наиболее преданных друзей музыки среди венецианских живописцев. Его кисть отражала расцвет венецианской музы
кальной жизни в начале XVI столетия. Более поздний венецианский мастер Тинторетто, который, как известно, был горячим поклонником музыки, на одной из бытовых своих картин, принадлежащей теперь дрезденской галерее, дает
сочетание виолы, клавесина, флейты и псалтерия (инструмента, напоминающего современную цитру),—ансамбль, который, вероятно, отличался очень нежной звуч
ностью. Великолепно использована декоративная красота большой басовой лютни в апофеозе Венеция Паоло Веронеза. На знаменитой свадьбе в Кане Галилейской (Лувр) Паоло Веронезе изобразил себя и трех своих друзей в виде музы
кантов. Четыре знаменитейших венецианских живописца исполняют совместно квартет: Веронезе и Тинторетто играют на ручных виолах, Тициан на басу, а Бассано на флейте. Это одно из самых первых изображений квартетного ансамбля в живописи.
В петербургском Эрмитаже хранится удивительно грациозное изображение состязания Аполлона и Марсия. Картина эта когда-то раньше приписывалась Корреджио. Ныне эта атрибуция отвергнута и „состязание значится, как произведение неизвестного мастера пармской школы. Небольшая продолговатая доска с этой картиной служила некогда крышкой музыкального инструмента. На протяжении трех веков—XVI, XVII и XVIII столетий—история несчастного Марсия, жестоко наказанного за свою неудачную игру на свирели, была любимым сюжетом для изображений, украшавших собою клавесины. Этим единственным образцом итальянской живописи XVI столетия на музыкальные сюжеты мы принуждены ограни
читься, так как эрмитажные итальянцы неособенно характерны в отношении передачи ими музыкальных деталей—впрочем, кроме одного мастера, прекрасно представленного в Эрмитаже, „натуралиста Караваджо. Эрмитаж обладает в высокой степени музыкальной картиной его „Девушка с лютней . Чудесно передано увлечение музыкой в горящих, вдохновенных глазах этой девушки. С музыкально-технической стороны интересна точная передача положения ее рук при игре на инструменте и любопытна тетрадь с нарисованными нотными знаками, открытая перед ней.
Гораздо интереснее для истории музыкального быта нидерландские и французские мастера. На их картинах мы наблюдаем такое обилие музыкальных деталей, что трудно обозреть в пределах небольшой журнальной заметки весь мате
риал, какой можно было бы из них извлечь. К первоначальным проявлениям фламандского живописного мастерства относится маленький холст с изображением трех музицирующих женщин, из которых две играют на лютне, а одна на