(15) См. Одерборна.
(16) См. Латухина Степен. Кв. и другія Лѣтописи, Горсея, Одерборна, и въ Собран. Госуд. Грамотъ, II, 72, гдѣ въ описаніи Ѳеодорова вѣнчанія сказано: «Посреди Соборныя церкви уготоваютъ Царскій чер«тоіъ, у него же 12 степеней, и облекутъ его все червленнымъ черв«цемъ, и отъ того мѣста постилаютъ червчатъ поставь до Царскихъ «дверей, и поставляютъ налой съ паволокою Г:язъ оныхъ, вельми укра«шенъ, на немъ же стояти животворящ, кресту Царскому сану; и на чер
«тожномъ мѣстѣ учинятъ два стула, Царю да ;Митрополиту, и отъ того мѣста «поставляютъ по обою страну двѣ великія скамьи съ драгими полавоч«ники до налоя, гдѣ стояти Священ. Собору. Потомъ уготоваютъ Царское «мѣсто на десной странѣ, и отъ того мѣста постилаютъ червчатъ по
«ставъ до Царск. дверей, а сверхъ постава бархаты червчаты... И нри«ходитъ Митрополитъ въ Соборную церковь... Тогда Царь, пріимъ Св. «крестъ и свой Царскій санъ на златомъ блюдѣ, съ златою паволокою,
«на ней же саженъ крестъ съ бисеромъ, дастъ Отцу Духовному, Прото«попу Елевѳерію Благовѣщенскому; онъ же поставляетъ у себя на верхъ «главы; да съ нимъ же отпускаетъ съ Царскимъ скипетромъ Конюшего
«своего» (т. е. будущаго: см. Горсея въ Гакл. Navig.) «да двухъ Казна«чеевъ, да двухъ Дьяковъ... И во вся колокола звонятъ... и пріидутъ къ «южнымъ вратомъ Соборной церкви; и Митрополитъ и вси Святители «срѣтаютъ у вратъ, и Архидіаконъ кадитъ. Протопопъ снимаетъ съ «главы крестъ и санъ, и держитъ на рукахъ, и два Архіепископа пріи«маютъ ихъ и приносятъ къ Митрополиту, и Митрополитъ шедъ постав«ляетъ на налои среди церкви... и кадитъ крестрообразно... и цѣлуетъ
«образъ Спасовъ на той Св. бармѣ, и Царскій вѣнецъ; скипетръ же «поставляетъ у налоя... а около налоя предстоять Вельможи посланные «и брегутъ, чтобы никто отъ простыхъ людей не прикоснулся того сана «и вѣнца. И тогда Царь исходить изъ своихъ полатъ... предъ нимъ Ду«ховникъ его со крестомъ со Святою водою, да кропитъ крестообразно
«до церкви; а за Царемъ Бояре и Вельможи... и всенародное множе
«ство... По обоимъ странамъ Окольничіе и прочіе чиновники... И егда «внидетъ Царь въ церковь, Дьяки поютъ многолѣтіе... Идетъ Царь мо«литися и знаменатися къ Св. иконамъ, и къ Митрополиту благослови«тися... и отходить на свое мѣсто. Митрополитъ же стоить у своего
♦мѣста, у крилоса, съ Освящ. Соборомъ... и поютъ молебенъ Богородицѣ «и Чудотворцу Петру. Тогда Околыничіе и прочіе чиновники ходятъ по «всей церкви и уставляютъ народъ, чтобы стояли съ молчаніемъ и
«цѣломудріемъ... Митрополитъ посылаетъ Архимандрита, да Игумена, да «двухъ Ключарей, да двухъ Діаконовъ по всей же церкви говорити, «чтобы всѣ стояли со страхомъ и молили Господа за Царя... И по со«вершеніи молебна пойдутъ Царь и Митрополитъ на уготованное мѣсто «и сядутъ... Святители по своимъ мѣстомъ; а за Царемъ съ десные
«страны стоять Бояре... Бываетъ же тогда великое молчаніе... И Царь «и Митрополитъ, посѣдѣвъ мало, встанутъ, и Царь говорить рѣчь... і.Отецъ пашъ, оставль земное царство, меня при себѣ еще и послѣ себя блаюсловилъ Вел. Княжествомъ Владимірскимъ и Московскимъ... и велѣлъ
«мнѣ помазатися и вѣнчатися, и именоватися въ титлѣ Царемъ, по «древнему нашему чину; да о томъ и въ духовной написалъ Слѣдуетъ рѣчь Митрополита. Далѣе: «И потомъ Митрополитъ велитъ двумъ Архи«мандритомъ да Игуменомъ болыпимъ принести крестъ на златомъ блю«дѣ... и Архіеп. и два Епископа у нихъ возьмутъ крестъ, да приносятъ «къ Митрополиту, и онъ поклоняется трижды кресту, и поцѣловавъ, да «благословить Царя... и возлагаетъ ему на выю... Малая ектеніа... и