«Приказу Большого Дворца Подьячей Никита Клементьевъ да иконопи«сеиъ Симонъ Ушаковъ». Золотая палата была одною стѣною къ Крас
ному крыльцу, другою къ Панихидной палатѣ, третьего къ Столовой, четвертою къ сѣнямъ съ дверью; описаніе картинъ сей палаты занимаетъ листовъ 25. Далѣе: «180 г., Марта въ 23 день, В. Г. Царь и В. К. «Алексѣй Мих. указалъ въ Грановитой палатѣ стѣнное письмо, и что на «стѣнахъ какихъ притчей и подписей написано описать имянно». Слѣдуетъ описаніе листахъ на двадцати. Сказано, что сія палата стѣнами
къ Красному крыльцу, къ сѣнямъ, къ Успенскому Собору и къ Ивану Великому. Вотъ нѣкоторыя изъ описаній: «Въ Золотой палатѣ вверху въ «сводѣ, въ самой срединѣ, написанъ кругъ, а въ кругу Еммануилъ:
«сѣдитъ на небесныхъ дугахъ, а подъ ногами колеса многоочитыя; въ «лѣвой руцѣ держитъ потиръ златъ, а въ правой палицу; а у рукъ «локти обнажены; а въ вѣнцѣ седмь клиновъ; а подпись I. X. Емма
«нуилъ. Около того кругу другій кругъ, а въ томъ кругу написано «4 Евангелиста прообразованныхъ; а около Еммануила и того круга «кругомъ половина золотая, а другая празелеішая; на золотомъ кругу,
«надъ главою Еммануиловою, подпись: Богъ Отецъ премудростію Своею «основа землю и утверди вѣки и благослови вѣнецъ лѣту благости
«.Твоея Господи! А по празеленному кругу другая подпись кругомъ «въ дверяхъ: Претчное Слово Отчее, Иже во обрат Божій сый, и со
ставляй тварь отъ небытія въ бытіе, Иже времена и лѣта Своею юбластію положгй! Благослови вѣнецъ лѣту блаюстію Своею; даруй імиръ Церквамъ Твоимъ, побѣды вѣрному Царю, блаюплодіе же земли и
чнамъ велію милость. А около того круга во весь сводъ большой кругъ «по самыя шалыги, и въ томъ кругу отъ ногъ Еммануиловыхъ до боль
«шаго круга врата, а во вратѣхъ Ангелъ съ скипетромъ; въ лѣвой рукѣ «держитъ свитокъ.., а около Ангела во вратѣхъ облако раздвоилось; а «подъ Ангеломъ и подъ облакомъ среди тѣхъ же врать человѣкъ стоящій «съ посохомъ; а отъ круга внутрь въ кругъ шесть крылъ; а среди круга «солнце; а между тѣхъ крылъ сверху лице человѣче обвито змѣинымъ «хоботомъ, конецъ хобота къ солнцу; на правой сторонѣ лице львово, «межъ крылъ обвито также хоботомъ, конецъ хоботу къ солнцу; на лѣ
«вую сторону глава зміина, окружена хоботомъ къ томужь солнцу; съ «правуюжь сторону, межъ крылъ лее, глава орля, обвита хоботомъ... А «по правую сторону человѣка во вратѣхъ подпись: узкимъ бо путемъ вво
дятся души праведныхь въ Царство Небесное; а по лѣвую сторону чѳ«ловѣка того надъ зміинымъ кругомъ подпись въ тѣхъ же вратѣхъ: ши
грокнмъ бо путемъ вводятся души іртиныгьво врата лютаго ада... Подлѣ «вратъ написано дѣвичьимъ образомъ воздухъ, надъ тѣмъ воздухомъ и «подлѣ того Ангелъ летящъ въ клинѣ огненномъ; а огь того клина, къ «затворѣ вратной, къ низу, написанъ Діаволъ: по земли бѣжитъ заяцъ, «а на Діавола изъ полукругу болынаго стрѣляетъ изъ лука Ангелъ... «Ниже Ангела сидитъ смерть: держитъ въ обѣихъ рукахъ трубу, и ту «трубу положила широкой конецъ въ половину во временной кругъ», и проч. и проч. Довольно для того, чтобы имѣть понятір объ умѣ и во
ображеніи нашихъ художников !. XVI вѣка. О вязи или связи см. выше, примѣч. 438. Ею писали такъ: ХХОСѴЫД. Сіи знаки, отчасти похожіе на Латинскія буквы, изображены въ разныхъ мѣстахъ Описанія Золотой и Грановитой палаты.
Изъ Московскаго Артиллерійскаго Депо доставлено мнѣ слѣдующее извѣстіе о трехъ пушкахъ Ѳеодорова времени: «На Дробовикѣ, назы«ваемомъ также и Царь-Пушкою, съ правой стороны написано: Повелѣініемъ благовѣрн. и Христолюбив. Царя и В. К. Ѳедора Ивановича. і Самодержца всея Великія Россіи, при ею благочестив, и Христолюбив,