дела империалистические противоречия между Россией и Японией не только не сгладились, по в значительной степени обострились и привели к войне.
Русско-японская войпа является важным этаиом в развитии военного искусства. Политические и экономические сдвиги на рубеже XX столетия определили новые формы и приемы ведения войны.
Такие новые явления, как массовые армии, бездымный порох, скорострельная артиллерия, магазинная винтовка, новые средства связи, обусловили собою и новые формы войны. Мас
совые армии приводят к расширению фронта борьбы. Новые огневые средства затрудняют фронтальпую атаку и вызывают стремление к обходам и охватам, что в свою очередь еще более расширяет боевой фронт. Необходимость использования могуще
ства огня для того, чтобы заставить противника развернуться, а также необходимость развертывания на значительном расстоя
нии от противника при возросшей ширине фронта приводят к увеличению продолжительности боя, что обнаружилось впервые в русско-японскую войну.
Рѵсско-японская война в полной мере обнаружила отсталость царской России во всех отношениях и ее неспособность вести войну с таким серьезным противником, как японский империализм.
«Военное могущество самодержавной России оказалось мишурным...» «Отсталыми и никуда негодными оказались и флот, и кре
пость, и полевые укрепления, и сухопутная армия ...» «Связь между военной организацией страны и всем ее экономическим и культур
ным строем никогда еще не была столь тесной, как в настоящее время»1.
В то время как царская армия вступила в войну воспитанной на началах отжившей военной доктрины, вдохновители которой прошли мимо развития военного искусства на протяжении вто
рой половины XIX столетия, армия японского империализма учла опыт войн эпохи воссоединения Германии и Италии в самостоятельные государства.
В русско-японской войне ярко отразились два метода оперативно· стратегического маневра. В России царила отсталая
1 Ленин, т. VII, стр. 47 48, изд. 3-е.