Японо-китайская война была весьма выгодно использована царизмом. Под видом помощи истощенному Китаю в выплате контрибуции царское правительство совместно с французскими банкирами учредило Русско-китайский банк, выговорив себе за это концессии на постройку железных дорог в Манчжурии с правом эксплоатации их в течение 80 лет. Помимо чисто банков
ских функций, Русско-китайский банк получил еще ряд функций, как, например, чеканку местной монеты, получение налогов и др.
Царское правительство озаботилось упрочением своей политики на Дальнем Востоке. Приступив в 1897 г. к постройке железных дорог в Манчжурии, русское правительство под предлогом охраны железнодорожного строительства ввело в Манчжурию свои войска, положив этим самым начало оккупации ки
тайской территории. В следующем году Россия потребовала от Китая заключения договора на предоставление ей в «арендноепользование Квантунского полуострова с незамерзающей портартурской гаванью и крепостью Порт-Артуром. При этом для большей сговорчивости китайцев на порт-артурском рейде сто
яли во время переговоров пять русских военных судов, готовых открыть огонь по первому требованию командования.
Около этого времени Англия на таких же условиях захватила Вей-хай-вей, Франция — бухту Гуань-чжоу-вань \ Германия — Цяо-чжоу и порт Циндао. Япония заявила претензию на провинцию Фуцзянь, а Италия — на провинцию Чжецзян 2.
«...Европейские правительства (и русское едва ли не первое из них) уже начали раздел Китая. Но они начали раздел не открыто, а исподтишка, как воры. Они принялись обкрадывать Китай, как крадут с мертвеца, а когда этот мнимый мертвец по
пробовал оказать сопротивление, — они бросились на него, как дикие звери...»
На почве раздела Китая обостряются противоречия между капиталистическими державами—и прежде всего между Россией и Японией, причем противоречия приобретают наибольшую остроту после подавления боксерского восстания в Китае, закончившегося оккупацией Манчжурии русскими войсками.
Заключив в конце 1900 г. с растерявшимся правительством Китая соглашение, которое фактически отдавало Манчжурию
1 350 км юго-западнее Кантона.
2 Обе эти провинции прилегают к юго-восточным берегам Китая. 3 Ленин, т. ІУ, стр. 61, изд. 3-е.