ВВЕДЕНИЕ
Русско-японская война 1904—1905 гг. — это империалистическая война за захват колоний, за утверждение монополь
ных прав на дальневосточном рынке; в то же время война эта являлась попыткой разрешить империалистические противоречия между рядом держав, стремившихся к разделу Китая.
Погоня русского военно-феодального империализма за сверхприбылями вызывала экспансию русского капитала на Восток; однако, здесь захватническая политика самодержавия пришла в столкновение с империалистическими интересами японского капитала. Империалистические устремления русского и япон
ского капиталов на Дальний Восток нашли свое разрешение в войне.
Свой путь к войне Россия и Япония прошли через этап совместного участия в международной карательной экспедиции, подавившей народное восстание в Китае. Карательная экспеди
ция была предпринята в целях подготовки дальнейшего разделе «Поднебесной империи». Это обстоятельство лишний раз под
тверждает, что на определенной стадии развития противоречии между империалистами последние могут временно объединять свои усилия для совместных захватов.
Так было в 1900—1901 гг., когда Россия и Япония, между которыми уже назрели противоречия, наряду с другими державами приняли участие в подавлении так называемого «боксерского восстания».
Это восстание явилось выражением протеста трудящихся Китая против жестокой эксплоатации со стороны европейского капитала и угнетения со стороны царствовавшей в Китае обветшалой манчжурской династии.
Восстание было подавлено штыками интервентов, и Китай был поделен между империалистами, однако, на почве этого раз