ему энергіей, А. Э. Фелишъ началъ искать новыхъ путей въ фотографическомъ дѣлѣ и пришелъ къ правильному выводу, что столица нуж
дается гораздо больше въ фотографическихь съемкахъ на открытомъ воздухѣ, въ съемкахъ архитектурныхъ и техническихъ, чѣмъ въ портретныхъ. Въ то время, при мокромъ коллодіон
номъ способѣ такими съемками почти никто не занимался и, понятно, что посвятивъ себя имъ, А. Э. фелишъ сразу началъ пользоваться громаднымъ успѣхомъ; успѣхъ этотъ въ еще боль
шей степени зависѣлъ отъ той добросовѣстности, съ которою онъ выполнялъ получаемые ему за
казы, а также отъ качества его работъ. За свои фотографическія работы покойный А. Э. получилъ очень много наградъ на фотографическихъ выставкахъ. Чтобы имѣть понятіе о прекрасныхъ качествахъ его фотографическихъ сним
ковъ достаточно сказать, что первую награду— большую серебряную медаль на Всероссійской
Политехнической выставкѣ 1872 года въ Москвѣ — онъ получилъ, даже не состоя экспонентомъ этой выставки; снимки его были выставлены не имъ и лишь какъ иллюстрація къ описанію вы
ставки садоводства. Выдающіяся качества этихъ снимковъ обратили на себя вниманіе экспертной комиссіи и А. Э. Фелишу была присуждена награда. Съ 1879 года наступаетъ второй пе
ріодъ дѣятельности А. Э. на фотографическомъ поприщѣ, еще болѣе продуктивный и полезный: мы говоримъ объ открытіи имъ первой въ Россіи фабрики сухихъ броможелатинныхъ пластинокъ.
Живо интересуясь всѣми усовершенствованіями въ фотографическомъ дѣлѣ и внимательно слѣдя за иностранною литературою по фотографіи, А. Э. Фелишъ основательно изучилъ теоре
тическую сторону изготовленія новыхъ сухихъ пластинокъ и въ 1879 году началъ новое дѣло первоначально домашними средствами, а въ концѣ 1879 г. выпустилъ въ продажу первую партію первыхъ русскихъ броможелатинныхъ пласти
нокъ. Свойственная ему добросовѣстность сказалась и въ этомъ дѣлѣ: его пластинки изготовлялись настолько хорошо, что мало чѣмъ от
личались отъ заграничныхъ. Видя такіе резуль
таты, А. Э. всецѣло посвятилъ себя этому дѣлу и въ 1880 году открылъ первую русскую фа
брику сухихъ броможелатинныхъ пластинокъ въ С.-Петербургѣ. Въ то же время онъ выпустилъ
брошюру подъ заглавіемъ „Броможелатинный способъ, его значеніе и примѣненіе къ фотогра
фіи“. Брошюра эта была первымъ учебникомъ для русскихъ фотографовъ, изучавшихъ по ней
фотографированіе на сухихъ пластинкахъ. Вскорѣ фотографы-профессіоналы и успѣвшіе къ тому
времени народиться фотографы-любители по всей Россіи работали на пластинкахъ Фелиша. Многіе фотографы профессіоналы и любители и теперь еще помнятъ эти пластинки и тѣ прекрасные результаты, которые онѣ давали.
Заслуга покойнаго А. Э. Фелиша не ограничивается тѣмъ, что онъ былъ первымъ піоне
ромъ въ созданіи русскихъ сухихъ пластинокъ; не меньшую заслугу его составляетъ и то, что онъ на своей фабрикѣ создалъ цѣлый кадръ ра
ботниковъ для этой новой отрасли русской про
мышленности. Работники эти дали возможность основаться другимъ фабрикамъ броможелатин
ныхъ пластинокъ и фабрикація ихъ въ Россіи стала на твердую почву. Къ сожалѣнію, конкурренція мало по малу стала сбивать цѣны на пла
стинки и дешевизна ихъ шла въ ущербъ ихъ качествамъ. Покойный А. Э. Фелишъ не могъ мириться съ такимъ направленіемъ дѣла, и не желая выпускать дешевый, но плохой товаръ, предпочелъ въ 1906 году закрыть свою фабрику и ликвидировать свое дѣло. Этимъ онъ сохра
нилъ за собою почетное имя не только перваго
въ Россіи, но и добросовѣстнаго фабриканта сухихъ пластинокъ. Имя Альберта Эдуардовича Фелиша не должно быть забыто въ исторіи развитія фотографіи въ Россіи.
Миръ праху твоему, честный труженикъ.
Библіографія.
Röntgenographie ѵ. А. Parzer-Miihlbacher. Второе переработанное изд. Съ 8 табл, и 29 рис. въ текстѣ. Ѵ8 д. листа. 90 стр.
Эта небольшая книжка содержитъ обстоятельное и толковое изложеніе рентгенографіи съ довольно подробнымъ описаніемъ приборовъ, необходимыхъ для работы.
Все изложеніе раздѣлено на семь отдѣловъ, изъ которыхъ первый составляетъ введеніе, затѣмъ идутъ: а) общія понятія о рентгенографіи,
б) работа съ статическимъ электричествомъ, в) изготовленіе рентгеновскихъ фотографій,