тающіе усилители могутъ такъ грубо увеличить сохранившіяся свободныя частицы серебра, что пропадутъ многія подробности. Поэтому нужно производить освѣженіе пожелтѣвшихъ копій съ большою осторожностью и особенно обращать вниманіе на основательную промывку копій до и послѣ обработки и не употреблять слишкомъ сильныхъ растворовъ. Даже въ тѣхъ случаяхъ, когда усиленіе произведено благополучно, ничто не гарантируетъ насъ, что копія продержится очень долго въ свѣжемъ видѣ, особенно если возстанавливаются копіи, висящія на стѣнѣ.
Ввиду всего вышесказаннаго, наибольшаго вниманія заслуживаетъ совѣтъ воспроизводить старыя копіи фотографированіемъ камерой. При фотографированіи пожелтѣвшихъ копій на обы
кновенныхъ броможелатиновыхъ пластинкахъ (еще лучше было бы на коллодіонныхъ пластинкахъ) поблѣднѣвшія части выходятъ совсѣмъ хорошо, на что обратилъ вниманіе въ свое время и проф. Эдеръ. Для репродукціи берутъ мелкозернистыя, мягкоработающія пластинки и при про
явленіи слѣдятъ за тѣмъ, чтобы по возможности вѣрно сохранить подробности и полутона ори
гинала. Для начинающихъ такое воспроизведеніе представитъ нѣкоторыя трудности, такъ какъ въ такихъ случаяхъ необходимыми условіями для полученія хорошихъ результатовъ являются цѣ
лесообразное освѣщеніе воспроизводимой копіи и большой навыкъ въ проявленіи. Но за то мы имѣемъ то преимущество, что, получивъ хоро
шій негативъ, мы можемъ воспользоваться для изготовленія копіи любымъ процессомъ,
Относительно воспроизведенія не лишнее будетъ замѣтить, что очень важно достичь со
вершенной параллельности оригинала и матоваго стекла. Воспроизводимая копія должна быть освѣщена равномѣрно, необходимо избѣгать всякаго рефлекса, который выйдетъ па негативѣ чернымъ пятномъ. Копіи съ трещинами въ слоѣ, какъ это часто случается съ старыми альбуминными копіями, покрываются передъ фотографированіемъ 3% коллодіономъ, къ которому при
бавляютъ на каждые 3 00 куб. см. пять капель кастороваго масла. Для целлоидиновыхъ копій
этотъ пріемъ не пригоденъ, потому что коллодіонъ можетъ растворить слой.
Для воспроизведенія матовыхъ копій рекомендуется покрывать ихъ какимъ нибудь лакомъ, такъ какъ при этомъ подробности въ тѣняхъ
выступаютъ гораздо лучше *). При очень вялыхъ, выцвѣтшихъ оригиналахъ не лишнее выдѣлить детали насколько возможно ретушью.
Новый способъ полученія фотографическихъ копій при посредствѣ сажи.
Этимъ новымъ способомъ мы обязаны графу Anguissola въ Миланѣ. Его работы по этому способу чрезвычайно красивы.
Въ данномъ случаѣ примѣшается тотъ-же принципъ, что и въ процессѣ запыливанія, т. е. пользуются свойствомъ нерастворяющихся коллоидовъ для удержанія пигмента.
Но главное отличіе отъ обыкновеннаго способа запыливанія заключается въ слѣдующемъ:
1) примѣняемый коллоидъ не долженъ быть ни гумми-арабикъ, ни декстринъ, но желатинъ;
2) порошки не употребляются въ сухомъ видѣ, а распущенные въ водѣ.
Такимъ образомъ можно сказать, что способъ основывается на свойствѣ нерастворимаго, или только отчасти растворимаго, желатина удер
живать пигменты въ количествѣ тѣмъ большемъ, чѣмъ менѣе было дѣйствіе свѣта.
Работа производится такъ: берется хорошая бумага для акварели (напримѣръ, Кансона, но пе слишкомъ зернистая) и покрывается 4°/0 рас
творомъ желатина. Передъ употребленіемъ ее
очувствляють въ 3% растворѣ двухромокаліевой соли.
Послѣ просушки въ темнотѣ бумага подкладывается подъ діапозитивъ (но не подъ не
гативъ). Въ качествѣ діапозитива, какъ намъ кажется, могъ-бы прекрасно служить оттискъ, полученный на негативной бумагѣ, такъ какъ это дало-бы возможность получить увеличеніе. Вмѣсто того, чтобы дѣлать сначала діапозитивъ, а потомъ увеличенный негативъ, достаточно увеличеннаго діапозитива.
Діапозитивъ не долженъ представлять слишкомъ рѣзкихъ переходовъ, такъ какъ изобра
Э Отличнымъ вспомогательнымъ средствомъ для репродукціи ненаклеенныхъ копій является глицеринъ. На зеркальное стекло наливаютъ глицерина и прика
тываютъ валикомъ копію лицевой стороной къ стеклу такъ, чтобы не осталось ни одного пузырька воздуха. Репродукціи не показываютъ при этомъ почти никакой структуры поверхности бумаги.
Ред.