ніи. Въ дѣйствительности въ новой ваннѣ дѣйствіе сѣрнистыхъ солей сводится къ дѣйствію содержащагося въ ваннѣ сѣрноватистокислаго свинца, который осаждаетъ, особенно въ присутствіи копіи, сѣрнистый свинецъ.
Въ старой ваннѣ кромѣ сѣрноватистокислаго свинца содержится еще сѣрноватистокислое серебро, количество котораго постепенно увеличивается по мѣрѣ употребленія ванны.
Это сѣрноватистокислое серебро всего болѣе вредитъ копіямъ, такъ какъ наступаетъ слиш
комъ сильное осѣрненіе, вызываемое пе столько сѣрнистымъ свинцомъ, сколько сѣрнистымъ се ребромъ. Послѣднее дѣлаетъ копіи, изготовленныя прямымъ печатаніемъ (въ отличіе отъ проявлен
ныхъ), очень непрочными, что зависитъ можетъ
быть отъ извѣстнаго физическаго состоянія и отъ присутствія другихъ тѣлъ, составляющихъ готовое изображеніе.
Кь тому-же фотографы профессіоналы и любители работаютъ иногда изъ экономіи такими ваннами, которыя не фиксируютъ копіи въ достаточной мѣрѣ, потому что онѣ содержать уже слишкомъ много сѣрноватистокислаго се
ребра. Такимъ образомъ въ промывку попадаютъ копіи, въ которыхъ сѣрноватистокислое серебро не удалено окончательно, потому что въ ваннѣ не было достаточнаго избыточнаго количества сѣрноватистокислаго натрія, необходимаго для этого.
ГІо этой причинѣ копіи желтѣютъ болѣе или менѣе скоро, даже послѣ 24-хъ часовой про
мывки, а иногда уже при сушкѣ и оказываются тогда совершенно негодными. Этотъ недостатокъ встрѣчается всего чаще у любителей, работающихъ виражъ-фиксажными ваннами.
Если въ виражъ-фиксажъ попадаетъ уже отфиксированная копія, то окрашиваніе идетъ нѣсколько медленнѣе, но безъ какихъ либо нару
шеній. Ванна работаетъ чрезвычайно равномѣрно и приходится только прибавлять время отъ вре
мени небольшое количество хлорнаго золота, чтобы достичь полной окраски.
Серебра въ растворъ попадаетъ настолько мало, что даже послѣ окраски многихъ сотенъ копій оно не можетъ вызвать никакихъ непріятныхъ послѣдствій, тогда какъ при обыкновенномъ способѣ работы такое нежелательное дѣйствіе наступаетъ уже послѣ окраски двухъ дю
жинъ копій. Такимъ образомъ ванна сохраняется при указанномъ мною способѣ гораздо лучше и не темнѣетъ такъ скоро, какъ обыкновенно. Золото истощается также не такъ быстро.
Мною установлено, что сначала отфиксированная, а затѣмъ обработанная виражъ-фикса
жемъ копія не претерпѣваетъ ни малѣйшаго измѣненія, даже въ томъ случаѣ, если ее подвергнуть въ теченіе многихъ дней дѣйствію солнца и воздуха, тогда какъ копія, обрабо
танная, какъ обыкновенно, виражъ-фиксажемъ, при тѣхъ же самыхъ условіяхъ замѣтно блѣднѣла и измѣнялась.
Я замѣтилъ также, что отфиксированная предварительно копія можетъ быть обработана ван
ной, состоящей изъ сѣрноватистокислаго натрія и свинцовой соли. Прочность ея отъ этого ни
сколько не страдаетъ, только тонъ получается не такой пріятный.
Цѣнимое всѣми любителями свойство виражъфиксажа давать копіямъ черный тонъ нисколько не теряется при предлагаемомъ мною способѣ, чего нельзя сказать про раздѣльное вирированіе и фиксированіе, такъ какъ въ послѣднемъ слу
чаѣ полученный въ виражѣ тонъ совершенно измѣняется при фиксированіи.
Кромѣ того при раздѣльномъ окрашиваніи и закрѣпленіи копій очень трудно достигнуть того, чтобы слѣды сѣрноватистокислаго натрія не попали въ золотую ванну. Нужна особая тща
тельность работы, иначе неизбѣжно получаются пятна.
Наконецъ нужно еще замѣтить, что раздѣльное окрашиваніе обходится всегда значи
тельно дороже, такъ какъ черный тонъ долженъ быть достигнутъ въ такомъ случаѣ исключительно золотомъ.
На основаніи полученныхъ результатовъ я позволяю себѣ рекомендовать самымъ горячимъ образомъ профессіоналамъ и любителямъ фиксировать копіи до обработки ихъ виражъ-фиксажными ваннами.
Не говоря уже о большей прочности копій, объ отсутствіи пятенъ, мы сберегаемъ въ зна
чительной степени золото и можемъ прервать окрашиваніе въ любой моментъ, не заботясь о томъ, пробыла-ли копія достаточное время въ ваннѣ, чтобы фиксированіе ея было закончено.