ЗалѢсскаго, и пожалѣемъ о томъ, что И. В. Жолтовскій далъ воспроизвести построенный имъ дворецъ Тарасовыхъ въ такомъ рыночномъ, безвкусномъ изданіи, когда есть несравненно лучшія книги, выпускаемыя его коллегами...
Издатель обѣщаетъ вскорѣ 2-ой выпускъ. Однако, качество перваго столь плохо, а цѣна сравнительно такъ велика (5 р.), что, надо
думать, если это намѣреніе и осуществится, то г. Леви будетъ долго ждать, пока раскупится его выпускъ 2-й.
,Русскія Древности по снимкамъ И. Ф. Барщевскаго. Вып. 1—5. Изд. Моск. Строган. Училища. Ц. вып. 45 к.
Наконецъ-то, огромная колекція фотографій, снятыхъ И. Барщевскимъ лѣтъ 25 — 30 тому назадъ, дождалась изданія...
Барщевскій первый задался цѣлью сфотографировать всѣ зданія русскаго стиля и пред
меты старины. Совершая ежегодныя поѣздки по Россіи, подъ руководствомъ В. В. Суслова, онъ постепенно образовалъ колекцію, состоя
щую изъ 30.000 снимковъ. Правда, техническія качества этихъ фотографій не блестящи: пло
хіе негативы, плохая рисовка деталей, выборъ фотографическихъ точекъ нѣсколько односто
ронній...—Теперь намъ, избалованнымъ много лучшими снимками, фотографіи Барщевскаго кажутся лишенными вкуса. Но, какъ докумен
тальный матеріалъ, все же колекція имѣетъ неоспоримое значеніе, тѣмъ болѣе, что многіе изъ снятыхъ памятниковъ уже измѣнились въ своемъ общемъ видѣ или искажены перестройками и реставраціей.
Императорское Строгановское училище рѣшило издать всѣ эти матеріалы, въ рядѣ выпусковъ. Первые пять — посвящены предме
тамъ собственно церковной старины: иконамъ, богослужебной утвари и прочимъ древностямъ.
Незначительная стоимость изданія (45 коп. выпускъ) лишаетъ насъ права предъявлять къ его внѣшней сторонѣ большія требованія, но все же обложка книги, выпускаемой художественнымъ училищемъ, могла бы быть изысканнѣе. ,Русскія Древности , оказывается,
настолько нужны и цѣнны, какъ историкохудожественный матеріалъ, что въ теченіе совсѣмъ недолгаго времени первые четыре выпуска уже разошлись безъ остатка и ихъ нѣтъ въ продажѣ.
Г. Л.
Симпатичное по своимъ принципіальнымъ задачамъ, издательское начинаніе г. Маевскаго, выпустившаго рядъ мелкихъ біографій выдаю
щихся художниковъ, біографій, такъ необходи
мыхъ интересующейся искусствомъ широкой публикѣ, невидимому, судя по вышедшимъ вы
пускамъ (Леонардо да Винчи, Рафаель, Боттичелли, Микеланджело, Бёклинъ, Рубенсъ и Рембрандтъ),— не вполнѢ соотвѣтствуетъ поставленной задачѣ. Вѣдь книжечка въ 15 копѣекъ можетъ расчи
тывать на самую широкую ,массу‘ публики, жаждущей знакомства съ произведеніями искусства и ихъ авторами. Спеціалисты — тѣ обратятся къ серьезнымъ работамъ. Учащіеся, рабочій людъ и вообще лица, которымъ необхо
димо два-три точныхъ и убѣдительныхъ слова о значеніи того или иного произведенія или художника—вотъ публика, на которую это изда
ніе можетъ расчитывать. Но въ такомъ случаѣ изложеніе темы должно бы принять иныя формы. Отдѣльныя выраженія и цѣлыя фразы, имѣющіяся въ появившихся выпускахъ, со
вершенно неумѣстны. Печать поспѣшности лежитъ на изложеніи. Вѣдь здѣсь каждое слово, каждое предложеніе должны быть опредѣ
ленны, ясны; должна быть изгнана подробность, мелочливый анализъ. Обобщеніе должно быть поставлено на первое мѣсто. Тѣмъ болѣе недопустима вульгаризація (какъ, напр., въ біографіи Рафаеля). Наиболѣе пріятное впечат
лѣніе оставляетъ біографія Боттичелли, легко читаемая, безъ лишнихъ мелочей. Характери
стика интересной фигуры Боттичелли на фонѣ любопытнѣйшей культурной эпохи съ ея міро
выми вопросами, нерѣшенными до нашего
времени, — выступаетъ рельефно и должна быть понято широкимъ кругомъ читателей безъ затрудненій. Отъ ,Беклина‘ можно бы воздержаться вовсе.
Н. М.