жюри, отвергшее цѣлый рядъ произведеній даже извѣстныхъ сецессіонистовъ, заслужило отъ одного изъ исключенныхъ, Фр. Шталя,
упрекъ въ желаніи отомстить за опозицію при избраніи предсѣдателя. Правленіемъ и жюри выставки авторъ замѣтки привлекается за кле
вету. Выставка можетъ быть раздѣлена на три отдѣла: группа признанныхъ мастеровъ, какъ Трюбнеръ, Сера, Либерманнъ, Лейбль, Ренуаръ, Сезаннъ, Ванъ-Гогъ, изъ которыхъ особенно полно представлены первые двое;
далѣе, переходная группа во главѣ съ Слефогтомъ, Коринтомъ (очень неудачнымъ на этотъ разъ), Бекманомъ и др. и многочисленная группа новаторовъ, большую часть которой
составляютъ иностранцы—Маттиссъ, Марке, Ванъ-Донгенъ, Фріесъ и др. Изъ нѣмецкихъ
художниковъ здѣсь выдѣляются Пехштейнъ, Новакъ и Эрбслё. Среди скульпторовъ критика отмѣчаетъ Эрнеста Барлаха.
Изъ менѣе крупныхъ выставокъ Германіи отмѣтимъ: выставку Коринта (19 картинъ) и швейцарца Виртенбергера, подражателя Ходлеру, въ мюнхенской ,новой галереѣ ; два но
выхъ художественныхъ салона, — салонъ Боллагъ и ,новая галерея въ Цюрихѣ, дебютирую
щіе: первый — большой картиной ,Turnerbankett Ходлера, второй — двадцатью картинами Курбе. Перваго іюня въ ,Стекляномъ дворцѣ въ Мюнхенѣ открывается большая интернаціо
нальная выставка и, въ ближайшемъ будущемъ, выставка картинъ футуриста Авг. Мака въ дрезденской галереѣ Арнольда.
Въ германскіе музеи за послѣдній мѣсяцъ попали слѣдующія произведенія: картина Фейербаха ,Hafis vor der Schenke (1858 г.),
пріобрѣтенная мангеймской ,К u n s t h а l l е‘, ,В l ü m l і s а l р‘, одна изъ послѣднихъ работъ
Ходлера, купленная на аукціонѣ Гюнсбургера музеемъ короля Альберта въ Хемницѣ. Въ го
родской музей Штеттина — портретъ работы Габермана и ,Берегъ въ НордвикѢ Либермана. Цюрихское Kunstgesellschaft устроило кабинетъ произведеній Вельти, составленный изъ поднесеній и пріобрѣтеній, которыхъ въ этомъ году сдѣлано на 50 т. марокъ.
Жюри выставки ,Союза нѣмецкихъ художниковъ въ Мангеймѣ присудило награду Villa
R о m а n а (годичная поѣзда во Флоренцію) скульптору Э. Стефанъ и живописцу Карлу Каспаръ.
Художникъ Франкъ Брангвинъ избранъ членомъ берлинской академіи.
Умерли:
Художники Альфонсъ Муттъ въ Марсели, Теодоръ Гролль въ Дюссельдорфѣ, Люсьенъ Гро въ аббатствѣ Пуасси и пейзажистъ Анри Море въ Бретани; скульпторъ Теофиль Барро въ Парижѣ; архитекторы Отто Мархъ въ Бер
линѣ и проф. Габріель ф. Зейдль въ Мюнхенѣ. Въ Римѣ скончалась извѣстная колекціонерша Гертцъ.
Н. Р.
Десятилѣтіе со дня смерти Гогена
9-го мая (по новому стилю) исполнилось десятилѣтіе со дня смерти Поля Гогена, скончав
шагося въ одиночествѣ на островѣ Доминикѣ (Маркизскій Архипелагъ). Десять лѣтъ — а между тѣмъ, какъ мало еще учтено его зна
ченіе въ самой Франціи, какъ мало еще сдѣлано для утвержденія заслуженной имъ славы! Не только въ Луврѣ, но и въ Люксембургскомъ Музеѣ нѣтъ ни одной его картины, и попрежнему Гогенъ запертъ въ тайникахъ част
ныхъ колекцій. Въ сущности, кромѣ работы Jean de Rotonchamp ,PauI Gauguin‘, изданной къ тому же въ Веймарѣ, не существуетъ даже монографій о его творчествѣ, а французское изданіе Noa-Noa стало библіографической рѣд
костью. Въ концѣ концовъ, Германія (Meier Graefe) и Россія (,Золотое Руно‘ и ,Аполлонъ‘) сдѣлали гораздо больше для популяризаціи Гогеновскаго наслѣдія, чѣмъ родина.
Осенью въ Москвѣ выйдетъ изъ печати иллюстрированный переводъ Ноа-Ноа, съ предисловіемъ Я. Тугендхольда.
Выставка русскаго народнаго
искусства въ Парижѣ
Какъ извѣстно, Salon d’automne ежегодно удѣляетъ мѣсто демонстраціи какого либо иностран