Тиціанѣ. „Любовь земная и любовь небесная1і. Галлерея Боргезе вЪ Римѣ.
V.


ВЕНЕЦІАНСКАЯ живопись была въ ХVІ вѣкѣ въ полномъ смыслѣ одной общей школой, въ которой не одинъ


подчинилъ всѣхъ другихъ, не одинъ «перегналъ» другихъ и велъ ихъ затѣмъ въ своей свитѣ, но въ которой всѣ учились другъ у друга. По преданію и съ точки зрѣнія современной критики, Джорджоне «достигъ первый» полнаго расцвѣта и представляется настоящимъ иниціато


ромъ всего обновленія венеціанской живописи. И, однако, исторія признала въ качествѣ центральной фигуры «золотого вѣка» въ Венеціи не его, а худож




ника, пришедшаго вслѣдъ за этимъ первымъ, выработавшаго свое мастерство на основаніи его мастерства, сложившаго свое міровоззрѣніе на основаніи его міровоззрѣнія, но возведшаго добытое до какого-то апоѳеоза. Когда мы думаемъ о венеціанской живописи, передъ нами прежде всего возстаетъ фигура «столѣтняго Тиціана» 59, несмотря на то, что онъ явился уже на готовое,


59 Вопросъ о возрастѣ Тиціано Вечелли чрезвычайно путанный. Вазари считаетъ, что онъ родился въ 1480 году. Въ такомъ случаѣ, въ мо
ментъ смерти ему было (27 августа 1576 г.) 94 года. Этому свѣдѣнію противорѣчитъ собствен
ное показаніе мастера въ письмѣ къ Филиппу II, отъ 1 августа 1571 г., въ которомъ онъ говоритъ, что ему 95 лѣтъ; это отодвинуло бы дату рожденія Тиціана до 1476 г. Внучатный племяппикъ худож
ника, такъ называемый «Тиціанелло», написавшій первую полную біографію Тиціана, приводитъ
1477 годъ, и этого же года придерживается и Ридольфи. Гербертъ Кукъ отстаиваетъ, напротивъ того, 1489 годъ (см. H. Cook «Giorgione», London, 1904 г.). Очень вѣскими, во всякомъ случаѣ, должны представляться свидѣтельства Вазари, полученныя имъ отъ самого Тиціана и одного изъ друзей мастера — Лодовика Дольче, сообщаю
щаго («Dialogo délia pitlura»), что Тиціанъ былъ еще юношей (un giovane) въ моментъ, когда Джорджоне пригласилъ его въ сотрудники по росписи «Fondaco dei Tedeschi» (1508 г.).