и самъ, какъ кажется, не обладалъ способностью преподавать свои знанія другимъ художникамъ. Подобно Рафаэлю, Тиніанъ вмѣстилъ въ себя все предшествующее и далъ многому окончательныя или самыя полныя выявленія 60.


Не безъ нѣкотораго основанія считается, что въ венеціанской живописи XVI вѣка впервые появляется пейзажъ, какъ нѣчто самоцѣнное. Мы и видѣли уже, что пейзажъ у Джорджоне, у Лотто, у Пальмы играетъ большую и даже активную роль, составляя иногда какъ бы основной смыслъ картины. Тиціанъ, воплотившій съ небывалой яркостью всѣ идеалы венеціанцевъ, создалъ именно въ пейзажѣ нѢчто особенно прекрасное. Принято даже, въ немъ видЪть отца «современнаго», то есть самоцѣннаго пейзажа; и если это не совсѣмъ точно (такъ какъ Италію въ созданіи самоцѣннаго пейзажа опередили «германскія» школы живописи, а самого Ти


ціана—Джорджоне), то все же Тиціану дѣйствительно принадлежитъ та заслуга, что онъ далъ идеально прекрасныя отраженія отношенія художника къ природѣ, нѣчто стихійно-захватывающее и увлекающее. У Джорджоне, у Лотто — много личнаго, интимнаго. Во всемъ твореніи Тиціана есть что-то міровое, окончательное, общеубѣдительное, всеподчиняющее. Послѣ тѣхъ художниковъ «могло бы не быть» дальнѣйшаго развитія въ этой области. Послѣ Тиціана — его не могло не быть61.




Чистыхъ пейзажей Тиціана, однако, не дошло до насъ въ живописи62. Все, что осталось отъ него въ смыслѣ фресокъ и станковыхъ картинъ, принадлежитъ къ «фигурному роду». Но сохранился рядъ гравюръ съ рисун




ковъ Тиціана «чисто-пейзажнаго» характера; нѣсколько оригинальныхъ такихъ рисунковъ указываютъ на то, что мастеръ самъ искалъ формулу «самоцѣннаго пейзажа», да и большое количество его картинъ можно разсматривать


60 См. Crowe et Cavalcassele «The life and times of Titian», London, 1881 (и нѣмецкое изданіе Max. Jordan’a, Leipzig ); G. Lafenestre «La vie et l’oeuvre de Titien», Paris, 1909; G. Gronan «Titian», Berlin, 1910, и его же «Titians Geburtsjalir» въ «Repertorium f. Kstwsft.», XXIV, стр. 457; O.Fischel «Tizian» въ серіи «Die Klassiker der Kunst- , Stutgart, Leipzig, 1907 (3 изд.); Compendio délia Vita del famoso Tiziano Vecellio di Cadore», Venezia, 1622 (авторъ—внучатный племянникъ художника,т. наз. Tizianello); Stef. Ticozzi «Vita dei pittori Vecelli di Cadore», Milano, 1817; Gius. Cadorin «Dello amore ai Veneziani di Tiziano Vecellio», Venezia, 1833; L. Dolce «Dialogo délia pittura», Venezia, 1657 (и нѣмецкій переводъ въ серіи «Quellenschriften», Wien, 1871); G. Campori «Tiziano e gli Estensi» въ «Nuova Antologia», ноябрь, 1874.
61 Для характеристики отношенія современниковъ къ вопросу о значеніи Тиціана, какъ пей
зажиста, очень интересно письмо Доменико Лампсоніуса, секретаря люттихскаго епископа, кь Тиціану (по поводу посланныхъ ему гравюръ). «И, дѣйствительно, ваша милость превосходитъ во многомъ нашихъ фламандцевъ въ пейзажномъ родѣ живописи, въ которомъ наши фламандцы считали себя первыми, не говоря уже о
фигурахъ, въ которыхъ мы давно побѣждены вами, господа итальянцы». Однако, нужно замѣтить, что Тиціанъ не брезгалъ прибѣгать къ помощи ни
дерландскихъ и вообще германскихъ мастеровъ, для своихъ большихъ работъ. Среди нихь мы на
ходимъ имена Барента изъ Амстердама, Калькара, Христофа Швартца изъ Ингольштадта, Эмануеля Альтдорфера. Ііазарн утверждаетъ даже, что Тиціанъ держалъ въ своемъ домѣ нѣсколько нѣмецкихъ живописцевъ-спеціалистовъ по живо
писи деревьевъ и пейзажей; говоритъ онъ это по поводу одной изъ ранних картинъ мастера, не
извѣстнаго намь варіанта на сюжетъ «Бѣгство въ Египетъ».
62 Ридольфи упоминаетъ въ своихъ «Meraviglieо картинѣ Тиціана въ собраніи Паоло дель Сера «Пейзажъ съ солдатами и животными», по, къ сожалѣнію, неизвѣстно, что сталось съ этимъ произведеніемъ и является ли вообще сообщеніе Ридольфи вполнѣ достовѣрнымъ. Нельзя также быть вполнѣ увѢреннымъ въ принадлежности самому Тиціану красиваго, сочнаго тиціанескнаго пейзажа (въ Букингемскомъ дворцѣ въ Лондонѣ), па первомъ планѣ котораго пастухъ гонитъ стадо коровъ и овецъ. Именно эти животныя слишкомъ слабо нарисованы для самого Тиціана.