утомимъ какъ воинъ или какъ тѣ рудокопы, которые въ окрестностяхъ Кадоре искали въ горахъ металлы 66. Искусство его не знаетъ «коварной жен


ственности». Оно чувственно, но свободно отъ всякаго рабства, отъ всякаго подчиненія. Рядъ прекрасныхъ женскихъ типовъ созданъ имъ, но ни одинъ не открываетъ души Тиціана, не говоритъ объ его страданіяхъ и сомнѣ


ніяхъ, подобно тому, какъ это мы видимъ во всѣхъ женскихъ типахъ Джор


джоне. Всюду онъ представляется побѣдителемъ-Марсомъ. И какъ характерно для него, что мы ничего не знаемъ объ его супругѣ и объ его отношеніи къ ней. Не сохранилось ни достовѣрнаго портрета этой Це


циліи, ни даже какой-либо легенды о ней67. Характерна еще для Тиціана его дружба съ циникомъ Аретиномъ. Тиціанъ не могъ брезгать знамени




тымъ «міровымъ шантажистомъ», потому уже, что послѣдній былъ слишкомъ важенъ для его дѣлъ. Да и вообще Тиціанъ былъ едва ли очень щепети




ленъ въ вопросахъ общественной морали 68. Ему важнѣе всего было его собственное творчество, постоянное созиданіе жизненныхъ образовъ.




Съ какихъ годовъ начинается творчество Тиціана, — до сихъ поръ не установлено. Есть нѣкоторыя основанія думать, что онъ родился въ 1477 году,




какъ это говорятъ его біографы XVII вѣка и какъ это онъ самъ говоритъ въ одномъ изъ писемъ къ Филиппу II Испанскому. Однако, согласно Ва




зари, знавшему Тиціана лично, онъ родился въ 1480 году. Сообразно съ этими показаніями, одни историки искусства относятъ первыя произведенія Тиціана къ 1503, другіе — къ 1508 году. За принятіе болѣе ранняго года, казалось бы, говоритъ то, что на картинѣ «Якопо Барбаро передъ св. Пе


тромъ» (музей въ Антверпенѣ) изображенъ папа Александръ VI, котораго будто бы послѣ смерти его (въ 1503 г.) уже никто не рѣшился бы изобра
зить. Однако, забываютъ при этомъ, что заказчикъ имѣлъ основаніе питать личныя чувства признательности къ Александру VI и что вообще этотъ ужасъ передъ папой-Борджіа не могъ быть особенно сильнымъ въ венеціан
66 Съ 1523 г. отецъ Тиціана, Грегоріо Вечелли, состоялъ завѣдывающимъ пріисками въ Кадоре.
67 Изъ письма Бенедетто Аньелло къ коменданту Мантуанскаго замка (6 августа 1530 г.), мы узнаемъ только, что «нашъ мастеръ Тиціанъ совершенію безутѣшенъ изъ-за смерти своей жены, которую похоронили вчера». Тяжелое меланхо
лическое настроеніе продолжалось болѣе мѣсяца, но уже 4 октября тотъ же Аньелло сообщаетъ о возвращеніи къ Тиціану бодрости, а затѣмъ и о возобновленіи его творческой дѣятельности. Ле
генда о романѣ между Тиціаномъ и дочерью Пальмы, Віолантой, не имѣетъ никакого исто
рическаго обоснованія, но не совсѣмъ красивая роль, которую играетъ въ этой легендѣ мастеръ, можетъ, пожалуй, служить для характеристики его нравственнаго облика. Изъ письма Аретина къ Сансовино (въ январѣ 1553 г.) мы узнаемъ объ отношеніи Тиціана къ куртизанкамъ: «Меня уди
вляетъ въ немъ то, что кто бы онѣ ни были, гдѣ бы онъ ихъ ни встрѣтилъ, онъ ухаживаетъ за
ними, онъ старается ихъ поцѣловать, онъ ихъ занимаетъ всякими иными юношескими шутками, но никогда не идетъ дальше. Мы должны были бы
исправиться, слѣдуя его примѣру». (Aretino «Lettere», изд. 1609, т. VІ).
68 Надо при этомъ замѣтить, что Аретинъ былъ изысканнымъ знатокомъ искусства и чело
вѣкомъ несомнѣнно чуткимъ къ красотѣ. Ему принадлежитъ одно изъ самыхъ картинныхъ опи
саній венеціанской жизни (письмо къ Тиціану въ маѣ 1544 г.), и намъ особенно цѣннымъ представляется то мѣсто, въ которомъ «первый жур
налистъ» говоритъ о развертывающемся передъ глазами его пейзажѣ и о краскахъ вечерняго неба. Мѣсто это скорѣе напоминаетъ тѣ изысканныя описанія, которыя принадлежатъ перу Фромантэна или Лоти, нежели писателю XVI вѣка. Такъ любоваться природой, вѣроятно, научилъ Аретина Тиціанъ, но для объясненія ихъ отношеній важно, что первый оказался воспріимчивымъ къ подобному «ученію».