Лоренцо Лотто. Шествіе на казнь святой Лучіи (фрагментъ предэллы). Библіотека вЪ Іези.


Въ 1527 или 1528 году мастеромъ написана одна изъ самыхъ странныхъ и въ то же время поэтичныхъ картинъ ренессанса — «Благовѣщеніе» (нынѣ




въ церкви S. Maria sopra Mercanti въ Реканати). Есть что-то общее между этимъ interieur’омъ и комнатой, въ которой покоится святая Урсула Карпаччіо, и кромѣ




того есть еще черты чего-то примитивнаго въ самомъ расположеніи декораціи и въ нѣкоторыхъ деталяхъ (напримѣръ, стриженныя деревья въ фонѣ). И все же, какая разница между этой картиной, въ которой «примити




визмъ» является скорѣе прихотью, и произведеніемъ венеціанскаго «кватро




чентиста», въ которомъ все наивное было обусловлено самымъ міровоззрѣніемъ автора. Уже совсѣмъ не наивна эта Богоматерь, «ведущая роль» лицомъ къ публикѣ; еще болѣе «дерзновенный образъ мысли» выдаетъ этотъ «балетный




ангелъ, вставшій въ неловкую и изощренную позу. Но особенно зрѣлость мастера выразилась въ совершенно изумительной передачѣ свѣтового эффекта,




сотканнаго изъ рефлесковъ и полутѣней. Какъ «хитры», напримѣръ, тусклые и все же опредѣленные удары свѣта на косякѣ портала, на балюстрадѣ, или мягкія тѣни, падающія на стѣну отъ предметовъ, разставленныхъ на полкѣ. Всюду чувствуется наслажденіе преціозными мелочами и изысканными «интимными» деталями 54


рядъ мотивовъ тоже взятъ прямо съ натуры и не уступитъ въ споемъ реализмѣ самымъ харак
тернымъ работамъ нѣмцевъ или нидерландцевъ. Сюда относятся: декорація городскихъ воротъ къ сценѣ,иллюстрирующей разсказъ о Давидѣ («Книга царей», ХVII), хижина Ноя и др. Стилистически къ фрескамъ въ Трескорре примыкаютъ пре
красныя фрески Лотто въ бергамскомъ San-Michele. Въ нихъ, однако, фигурамъ предоставлено болѣе значительное мѣсто, и при этомъ нигдѣ худож
никомъ не обращено столько вниманія на ритмъ композиціи, на уравновѣшенность частей, на раз
работку всей формальной стороны. Декораціи болѣе условны, но въ томъ же характерѣ, какъ архитектура въ интарзіяхъ и въ Трескорре. Изумительно, съ какимъ расчетомъ композиціи включены въ неудобный форматъ «люнетъ».
54 Въ этой, въ общемъ прекрасной, картинѣ Лотто опять-таки бросаются въ глаза свойственные мастеру недочеты. Безобразно, напримѣръ,