ская школа (въ Болоньѣ, городѣ Тибальди, жили вт> это время совершенно другіе идеалы, скорѣе флорентинскаго оттѣнка), а съ другой — это объясняетъ тотъ фактъ, что заложенныя въ основаніи саморазвитія Лодовико впечатлѣнія, про


изведенныя именно венеціанской живописью, сообщили затѣмъ и всей болон


ской школѣ ту иллюзію жизненности, которой она едва ли могла бы обладать, если бы ея вождь примкнулъ непосредственно къ традиціямъ Рима или Тосканы.
Однако, характерно и то, что Лодовико не удовлетворился Венеціей. Онъ, видавшій Паоло Веронезе въ зенитѣ великолѣпія и даже научив
шійся удачно подражать ему 4, не нашелъ, все же, возможнымъ зачислиться въ полкъ его послѣдователей. Душа его искала другого. Товарищи Лодовико прозвали его воломъ (bue), и онъ, дѣйствительно, былъ упоренъ, медли
теленъ и неутомимъ, какъ трудовое животное. Безпрерывный «праздникъискусства Веронезе долженъ былъ претить его душѣ труженика, преданной созерцанію, способной къ разработкѣ немногихъ, но вѣскихъ мыслей. На то же, чтобъ заразиться трагизмомъ Тинторетто, у Лодовико не было силъ. Тинторетто, отказавшись быть его учителемъ, посовѣтовалъ ему перемѣнить профессію, и несомнѣнно, мятежнаго генія должно было раздражать то, что въ Лодо
вико было коснаго, неповоротливаго и слишкомъ уравновѣшеннаго. Положимъ, самъ Тинторетто какъ бы уже началъ эру «академическаго эклектизма», начертавъ надъ дверью своей студіи слова: «рисунокъ Микель-Анджело и колоритъ Тиціана». Но какъ совершенно иначе было понято имъ самимъ это воз
званіе къ преслѣдованію послѣдней степени жизненности, въ сравненіи съ толкованіемъ того же девиза «болонцами» и Лодовико Караччи во главѣ ихъ.
сится его ііыііЪ очень пострадавшія фрески «Житіе св. Бенедикта и св. Цеци.ііи» къ восьмигранномъ дворикѣ S. Michele in Bosco. Лодовико пере
жилъ своихъ родственниковъ и умеръ 13 ноября 1619 г. въ Болоньѣ. Кромѣ названныхъ произ
веденій, нужно упомянуть картины Лодовико: въ Болонской Пинакотекѣ — «Мадонна на тро
нѣ» 1588 г., «Madonna degli Scalzi», «Проповѣдь св. Іоанна Крестителя» 1592 г.; въ Пармскоіі галле
реѣ— «Успеніе Богоматери», а также фрески въ болонскомъ S. Domenico и въ Пьяченскомъ соборѣ; въ Эрмитажѣ Лодовико приписываютъ пять картинъ. Изъ длиннаго ряда учениковъ мастера на
зовемъ здѣсь тѣхъ, которые сотрудничали съ нимъ въ послѣдній періодъ его жизни: Guido Reni, Francesco Brizio, Lorenzo Garbieri, Sebastiano Razali, Aurelio Bonelli, Baldassare Galanini, Lncio Massari, Giacomo Cavedone, Tomaso Campagna, Alessandro Tiarini, Leonello Spada. См. о Караччи и о болон
ской школѣ нообще: книги Malvasia и Crespi; Vittoria «Osservazioni sopra il libro della Felsina pittrice», Roma, 1703; Janitscheck «Die Malerschule v. Bologna
въ Dohme «Kunst und Künstler», II, Leipzig, 1879; A. Venturi «I Caracci e la loro scuola» въ «La Tita italiana del seicento», Milano, 1910; Bolognini e Amorini «Vite dei pittori ed artifici bolognesi», Bologna, 1843; H. Lemonnier «A propos des Caraclie et de l’art italien au XVII s.» въ «L’art moderne», 1912; Marcel Raymond «La peinture bolonaise» въ «Revue des deux mondes», I, 1910; Rosini «I tre Caracci ed
la loro scuola», Pisa, 1847; Gabriel Rouchès «La peinture bolonaise à la fin du XVI-e s. Les Carache», Paris, 1913 (здѣсь же и подробная библіографія, стр. 271 — 282); «Pitture de Caracci nel palazzo Magnani in Bologna intagliate de Chatillon, Le Pautre, Mignard e Boulanger», 1659; «Il freggio del palazzo Magnani designato e publicato in litographia de
Frulli e Cenestrelli», Bologna, 1835; С. C. Malvasia «I claustro di S. Michele in Bosco», Bologna, 1694; «Pitture, sculture ed arcliitetture delle chiese, luoghi publici, palazzi... di Bologna», Bologna 1792; Belvisi «Elogio storico del pittore Lodevico Caracci», Bologna, 1825; Fr. Malaguzzi Valeri «Annibale Caracci e il suo cuadro a San Luca» въ «Archivio sto
rico dell’arte», lf-92; F. de Navenne «A. Carache et le cardinal Odoardo Farnese» въ «Revue des deux mondes», III, 1900; H. Tietze «Annibale Caraccis Galerie im Palazzo Farnese und seine römische Werkstatt» въ «Jahrbuch der Kstsml. des Allerh. Kaiser
hauses», XXVI, 1906; Bourdon et L. Vibert «Le palais Farnèse d’après l’inventaire de 1653», Paris, 1909; «Vita di San Diego depinta nella capella di
S. Giacomo da Annibale Caracci... intagliata da S. Guillain», Roma, 1646.
4 Наиболѣе веронезовскимъ характеромъ обладаетъ картина мастера въ Болонской Пинакотекѣ «Проповѣдь Іоанна Крестителя». Изъ картинъ Агостино Караччи ближе всего къ венеціанцамъ стоитъ «Причащеніе св. Іеронима» Болонской Пинакотеки.