ская школа (въ Болоньѣ, городѣ Тибальди, жили вт> это время совершенно другіе идеалы, скорѣе флорентинскаго оттѣнка), а съ другой — это объясняетъ тотъ фактъ, что заложенныя въ основаніи саморазвитія Лодовико впечатлѣнія, про
ской школѣ ту иллюзію жизненности, которой она едва ли могла бы обладать, если бы ея вождь примкнулъ непосредственно къ традиціямъ Рима или Тосканы.
Однако, характерно и то, что Лодовико не удовлетворился Венеціей. Онъ, видавшій Паоло Веронезе въ зенитѣ великолѣпія и даже научив
шійся удачно подражать ему 4, не нашелъ, все же, возможнымъ зачислиться въ полкъ его послѣдователей. Душа его искала другого. Товарищи Лодовико прозвали его воломъ (bue), и онъ, дѣйствительно, былъ упоренъ, медли
теленъ и неутомимъ, какъ трудовое животное. Безпрерывный «праздникъискусства Веронезе долженъ былъ претить его душѣ труженика, преданной созерцанію, способной къ разработкѣ немногихъ, но вѣскихъ мыслей. На то же, чтобъ заразиться трагизмомъ Тинторетто, у Лодовико не было силъ. Тинторетто, отказавшись быть его учителемъ, посовѣтовалъ ему перемѣнить профессію, и несомнѣнно, мятежнаго генія должно было раздражать то, что въ Лодо
вико было коснаго, неповоротливаго и слишкомъ уравновѣшеннаго. Положимъ, самъ Тинторетто какъ бы уже началъ эру «академическаго эклектизма», начертавъ надъ дверью своей студіи слова: «рисунокъ Микель-Анджело и колоритъ Тиціана». Но какъ совершенно иначе было понято имъ самимъ это воз
званіе къ преслѣдованію послѣдней степени жизненности, въ сравненіи съ толкованіемъ того же девиза «болонцами» и Лодовико Караччи во главѣ ихъ.
сится его ііыііЪ очень пострадавшія фрески «Житіе св. Бенедикта и св. Цеци.ііи» къ восьмигранномъ дворикѣ S. Michele in Bosco. Лодовико пере
жилъ своихъ родственниковъ и умеръ 13 ноября 1619 г. въ Болоньѣ. Кромѣ названныхъ произ
веденій, нужно упомянуть картины Лодовико: въ Болонской Пинакотекѣ — «Мадонна на тро
нѣ» 1588 г., «Madonna degli Scalzi», «Проповѣдь св. Іоанна Крестителя» 1592 г.; въ Пармскоіі галле
реѣ— «Успеніе Богоматери», а также фрески въ болонскомъ S. Domenico и въ Пьяченскомъ соборѣ; въ Эрмитажѣ Лодовико приписываютъ пять картинъ. Изъ длиннаго ряда учениковъ мастера на
зовемъ здѣсь тѣхъ, которые сотрудничали съ нимъ въ послѣдній періодъ его жизни: Guido Reni, Francesco Brizio, Lorenzo Garbieri, Sebastiano Razali, Aurelio Bonelli, Baldassare Galanini, Lncio Massari, Giacomo Cavedone, Tomaso Campagna, Alessandro Tiarini, Leonello Spada. См. о Караччи и о болон
ской школѣ нообще: книги Malvasia и Crespi; Vittoria «Osservazioni sopra il libro della Felsina pittrice», Roma, 1703; Janitscheck «Die Malerschule v. Bologna
въ Dohme «Kunst und Künstler», II, Leipzig, 1879; A. Venturi «I Caracci e la loro scuola» въ «La Tita italiana del seicento», Milano, 1910; Bolognini e Amorini «Vite dei pittori ed artifici bolognesi», Bologna, 1843; H. Lemonnier «A propos des Caraclie et de l’art italien au XVII s.» въ «L’art moderne», 1912; Marcel Raymond «La peinture bolonaise» въ «Revue des deux mondes», I, 1910; Rosini «I tre Caracci ed
la loro scuola», Pisa, 1847; Gabriel Rouchès «La peinture bolonaise à la fin du XVI-e s. Les Carache», Paris, 1913 (здѣсь же и подробная библіографія, стр. 271 — 282); «Pitture de Caracci nel palazzo Magnani in Bologna intagliate de Chatillon, Le Pautre, Mignard e Boulanger», 1659; «Il freggio del palazzo Magnani designato e publicato in litographia de
Frulli e Cenestrelli», Bologna, 1835; С. C. Malvasia «I claustro di S. Michele in Bosco», Bologna, 1694; «Pitture, sculture ed arcliitetture delle chiese, luoghi publici, palazzi... di Bologna», Bologna 1792; Belvisi «Elogio storico del pittore Lodevico Caracci», Bologna, 1825; Fr. Malaguzzi Valeri «Annibale Caracci e il suo cuadro a San Luca» въ «Archivio sto
rico dell’arte», lf-92; F. de Navenne «A. Carache et le cardinal Odoardo Farnese» въ «Revue des deux mondes», III, 1900; H. Tietze «Annibale Caraccis Galerie im Palazzo Farnese und seine römische Werkstatt» въ «Jahrbuch der Kstsml. des Allerh. Kaiser
hauses», XXVI, 1906; Bourdon et L. Vibert «Le palais Farnèse d’après l’inventaire de 1653», Paris, 1909; «Vita di San Diego depinta nella capella di
S. Giacomo da Annibale Caracci... intagliata da S. Guillain», Roma, 1646.
4 Наиболѣе веронезовскимъ характеромъ обладаетъ картина мастера въ Болонской Пинакотекѣ «Проповѣдь Іоанна Крестителя». Изъ картинъ Агостино Караччи ближе всего къ венеціанцамъ стоитъ «Причащеніе св. Іеронима» Болонской Пинакотеки.
изведенныя именно венеціанской живописью, сообщили затѣмъ и всей болон
ской школѣ ту иллюзію жизненности, которой она едва ли могла бы обладать, если бы ея вождь примкнулъ непосредственно къ традиціямъ Рима или Тосканы.
Однако, характерно и то, что Лодовико не удовлетворился Венеціей. Онъ, видавшій Паоло Веронезе въ зенитѣ великолѣпія и даже научив
шійся удачно подражать ему 4, не нашелъ, все же, возможнымъ зачислиться въ полкъ его послѣдователей. Душа его искала другого. Товарищи Лодовико прозвали его воломъ (bue), и онъ, дѣйствительно, былъ упоренъ, медли
теленъ и неутомимъ, какъ трудовое животное. Безпрерывный «праздникъискусства Веронезе долженъ былъ претить его душѣ труженика, преданной созерцанію, способной къ разработкѣ немногихъ, но вѣскихъ мыслей. На то же, чтобъ заразиться трагизмомъ Тинторетто, у Лодовико не было силъ. Тинторетто, отказавшись быть его учителемъ, посовѣтовалъ ему перемѣнить профессію, и несомнѣнно, мятежнаго генія должно было раздражать то, что въ Лодо
вико было коснаго, неповоротливаго и слишкомъ уравновѣшеннаго. Положимъ, самъ Тинторетто какъ бы уже началъ эру «академическаго эклектизма», начертавъ надъ дверью своей студіи слова: «рисунокъ Микель-Анджело и колоритъ Тиціана». Но какъ совершенно иначе было понято имъ самимъ это воз
званіе къ преслѣдованію послѣдней степени жизненности, въ сравненіи съ толкованіемъ того же девиза «болонцами» и Лодовико Караччи во главѣ ихъ.
сится его ііыііЪ очень пострадавшія фрески «Житіе св. Бенедикта и св. Цеци.ііи» къ восьмигранномъ дворикѣ S. Michele in Bosco. Лодовико пере
жилъ своихъ родственниковъ и умеръ 13 ноября 1619 г. въ Болоньѣ. Кромѣ названныхъ произ
веденій, нужно упомянуть картины Лодовико: въ Болонской Пинакотекѣ — «Мадонна на тро
нѣ» 1588 г., «Madonna degli Scalzi», «Проповѣдь св. Іоанна Крестителя» 1592 г.; въ Пармскоіі галле
реѣ— «Успеніе Богоматери», а также фрески въ болонскомъ S. Domenico и въ Пьяченскомъ соборѣ; въ Эрмитажѣ Лодовико приписываютъ пять картинъ. Изъ длиннаго ряда учениковъ мастера на
зовемъ здѣсь тѣхъ, которые сотрудничали съ нимъ въ послѣдній періодъ его жизни: Guido Reni, Francesco Brizio, Lorenzo Garbieri, Sebastiano Razali, Aurelio Bonelli, Baldassare Galanini, Lncio Massari, Giacomo Cavedone, Tomaso Campagna, Alessandro Tiarini, Leonello Spada. См. о Караччи и о болон
ской школѣ нообще: книги Malvasia и Crespi; Vittoria «Osservazioni sopra il libro della Felsina pittrice», Roma, 1703; Janitscheck «Die Malerschule v. Bologna
въ Dohme «Kunst und Künstler», II, Leipzig, 1879; A. Venturi «I Caracci e la loro scuola» въ «La Tita italiana del seicento», Milano, 1910; Bolognini e Amorini «Vite dei pittori ed artifici bolognesi», Bologna, 1843; H. Lemonnier «A propos des Caraclie et de l’art italien au XVII s.» въ «L’art moderne», 1912; Marcel Raymond «La peinture bolonaise» въ «Revue des deux mondes», I, 1910; Rosini «I tre Caracci ed
la loro scuola», Pisa, 1847; Gabriel Rouchès «La peinture bolonaise à la fin du XVI-e s. Les Carache», Paris, 1913 (здѣсь же и подробная библіографія, стр. 271 — 282); «Pitture de Caracci nel palazzo Magnani in Bologna intagliate de Chatillon, Le Pautre, Mignard e Boulanger», 1659; «Il freggio del palazzo Magnani designato e publicato in litographia de
Frulli e Cenestrelli», Bologna, 1835; С. C. Malvasia «I claustro di S. Michele in Bosco», Bologna, 1694; «Pitture, sculture ed arcliitetture delle chiese, luoghi publici, palazzi... di Bologna», Bologna 1792; Belvisi «Elogio storico del pittore Lodevico Caracci», Bologna, 1825; Fr. Malaguzzi Valeri «Annibale Caracci e il suo cuadro a San Luca» въ «Archivio sto
rico dell’arte», lf-92; F. de Navenne «A. Carache et le cardinal Odoardo Farnese» въ «Revue des deux mondes», III, 1900; H. Tietze «Annibale Caraccis Galerie im Palazzo Farnese und seine römische Werkstatt» въ «Jahrbuch der Kstsml. des Allerh. Kaiser
hauses», XXVI, 1906; Bourdon et L. Vibert «Le palais Farnèse d’après l’inventaire de 1653», Paris, 1909; «Vita di San Diego depinta nella capella di
S. Giacomo da Annibale Caracci... intagliata da S. Guillain», Roma, 1646.
4 Наиболѣе веронезовскимъ характеромъ обладаетъ картина мастера въ Болонской Пинакотекѣ «Проповѣдь Іоанна Крестителя». Изъ картинъ Агостино Караччи ближе всего къ венеціанцамъ стоитъ «Причащеніе св. Іеронима» Болонской Пинакотеки.