меценатамъ, при очень недостаточныхъ средствахъ, удавалось вызывать, на короткое время, иллюзію какого-то художественнаго расцвѣта вокругъ своихъ особъ: въ этомъ посчастливилось пфальцграфу Оттону Генриху, императорамъ Максимиліану II и Рудольфу II, баварскимъ герцогамъ Альбрехту и Виль


гельму и курфюрсту баварскому Фердинанду, а также кардиналу Альбрехту Бранденбургскому. Но со смертью каждаго изъ этихъ потентатовъ насажденное ими гибло мгновенно, и не болѣе прочнымъ и долговѣчнымъ оказывалось то искусство, которое возникало благодаря поощренію городскихъ совѣтовъ наиболѣе могущественныхъ центровъ: Регенсбурга, Базеля, Нюрн


берга, Франкфурта, Данцига и Аугсбурга. Жалкимъ представляется все это художественное творчество Германіи, за огромный промежутокъ времени, и въ странной пропорціи находится оно къ тому, что тѣми же центрами было произведено хотя бы въ промежутокъ между 1470 и 1530 годами, или къ тому, что XVI и ХVII вѣка произвели въ Италіи и въ Нидерландахъ.